История: Кольцово

Свердловский авиаотряд

Хроника истории гражданской авиации в Кольцово
Гражданская авиация в Кольцово ведет свою историю с 1943 года, когда начальник Свердловского Аэропорта Воздушной Магистрали Москва-Уэлькаль полковник Белов подписал приказ «О перебазировании Аэропорта Свердловск в Аэропорт Кольцово». Приказ указывалось, что перебазировать Аэропорт Свердловска следует 10 июля 1943 года. Именно эта дата и считается днём рождения гражданской авиации в Кольцово.
Копия приказа о перебазировании Аэропорта Свердловска в Кольцово.
Источник: Музей АК "Уральские авиалинии"
Интересно, что в приказе указано о перебазировании, а не об организации. Дело в том, что Аэропорт Свердловска в то время находился на Уктусе. Расположение его было не совсем удачным – он находился в черте города, и, вероятно, в конце 1930 – начале 1940-х годов было принято решение перенести гражданский аэропорт за границы города. Для этого в 1941 году Военпроект Уральского военного округа разработал проект строительства аэродрома 1-го класса, но в его реализацию внесла коррективы начавшаяся Великая Отечественная война. Новая взлётно-посадочная полоса была закончена 15 октября 1941 года, однако вплоть до середины 1943 года аэропорт использовался только военной авиацией.

Первым подразделением Гражданского воздушного флота и организатором лётной службы в Кольцово стал 3-й авиационно-транспортный отряд, прибывший 28 августа 1943. Авиапарк отряда включал четыре самолёта ЛИ-2, два транспортных СИ-47 и два Ю-52. В годы войны отряд в основном занимался оказанием помощи войскам Красной Армии в снабжении оружием и горючим, выбрасывал десант, доставлял грузы и лишь после её окончания полностью приступил к гражданским перевозкам.

В июле 1945 года экипажи 3-го авиационно-транспортного отряда выполнили первые рейсы на самолётах ЛИ-2 в Москву, Минеральные Воды с промежуточными посадками в Казани, Уфе, Куйбышеве, Саратове, Сталинграде.

Первыми командирами авиаотряда были Н. Г. Порфиров, С. П. Иутин, Ф. Я. Дорогобузов и Селивончик.
Работники 3-го авиационно-транспортного отряда у штаба. 1949.
Фото: Музей АК "Уральские авиалинии"
В связи с ростом перевозок в аэропорту Кольцово в 1948 году дополнительно организуется 17-й авиационно-транспортный отряд, оснащённый самолетами ЛИ-2. Командирами отряда были Бузовир, В. И. Дыдыкин, Р. И. Барабохин, М. П. Павлов и Герой Советского Союза и Югославии гвардии подполковник А. С. Шорников.

1 сентября 1952 года лётная служба аэропорта Кольцово была реорганизована, и в результате объединения 3-го и 17-го авиаотрядов был образован 120-й авиационный отряд. В разные годы отрядом командовали майор Л. М. Броверман, М. П. Павлов, Н. В. Борисов. Экипажи отряда летали на самолётах ЛИ-2 по воздушным трассам всего Советского Союза, а в зимний период часть экипажей откомандировывалась в Салехард для выполнения полётов по перевозке грузов в районах севера Западной Сибири.

В 1950-е годы в аэропорту Кольцово были проведены большие строительные работы. Начались они при начальнике аэропорта Иване Ивановиче Халимонове и завершились уже при сменившем его на этом посту в 1955 году Петре Петровиче Збыковском.

И. И. Халимонов, начальник аэропорта Кольцово с 1946 по 1955 годы.
Фото: Музей АК "Уральские авиалинии"
П. П. Збыковский (крайний слева), начальник аэропорта с 1955 по 1963 годы, командир Свердловского авиаотряда с 1963 по 1974 годы.
Фото: Музей АК "Уральские авиалинии"
В 1949-1950 годах был построен первый капитальный ангар для технического обслуживания самолётов. Его смонтировали из металлоконструкций германского трофейного цеха по производству подводных лодок.
Ангар для технического обслуживания самолётов.
Фото: Музей АК "Уральские авиалинии"
В 1951 году реконструировали лётное поле, была построена новая бетонная взлётно-посадочная полоса для самолётов весом более 50 тонн, построены ещё две бетонные рулёжные дорожки и место стоянки на семь самолётов. В том же году началось возведение типового здания аэровокзала. Он строился по проекту главного инженера Марциницена и главного архитектора Г. А. Елькина и встретил первых пассажиров в октябре 1954 года.

Аэровокзал Кольцово
Самолёт ИЛ-12 перед зданием нового аэровокзала.
Фото: Музей АК "Уральские авиалинии"
В 1956 году 120-м авиаотрядом началось освоение самолёта для авиалиний малой и средней протяжённости ИЛ-12. Экипаж командира Уральской авиагруппы Р. И. Барабохина перегнал из Новосибирска в Кольцово первый самолет ИЛ-12. Вместе с фронтовыми лётчиками на ИЛ-12 начали летать авиаторы нового поколения. Среди которого были такие лётчики, как Г. Г. Борисов, П. Т. Лахтин, К. В. Третьяков, Д. И. Шурло, Л. А. Панченко, Б. С. Захаров, Б. М. Горюков, Г. И. Шайхутдинов и другие.

В конце 1950-х годов в 120-й авиаотряд поступил новый самолёт ИЛ-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М мощностью по 4250 л. с. каждый. Он вошёл в число лучших турбовинтовых пассажирских самолётов не только СССР, но и мира. В Кольцово он эксплуатировался более 20 лет. Правда, именно с этим самолётом в Свердловском объединённом авиаотряде связано два трагических случая.

Первый произошёл во время тренировочного полёта в 1960 году. ИЛ-18 управлял пилот В. Д. Лобанов, пилотом-инструктором была исполняющая обязанности командира 120-го авиаотряда Л. М. Уланова. Также в состав экипажа входил штурман А. В. Загорский, бортрадист И. М. Кормин, борттехник И. И. Кузнецов. Из-за конструктивных особенностей самолёта, посадка произошла неудачно и самолёт загорелся. Штурман Загорский спас всех членов экипажа, кроме борттехника Кузнецова, который в этом полёте погиб.
Лётчик Л. М. Уланова и экипаж самолёта ЛИ-2 командира Н. Г. Грязнова.
Фото: Музей АК "Уральские авиалинии"
Второй случай произошёл в 1967 году. Самолёт ИЛ-18, управляемый экипажам Свердловского объединённого авиаотряда, совершал рейс Свердловск-Ташкент. В результате отказа 4-го двигателя самолёт разбился. Все члены экипажа: командир Ю. Г. Абатуров, второй пилот Н. М. Михайлов, штурман А. В. Загорский, бортмеханик В. Н. Оспищев и бортрадист Ю. А. Ефремов, бортпроводники Р. Д. Ломбина, В. Г. Шашкова и М. П. Шведова, и 99 пассажиров погибли.
Памятник экипажу ИЛ-18 на Кольцовском кладбище.
Фото: Музей АК "Уральские авиалинии"
В конце 1950-х годах в Свердловском авиаотряде произвели первый набор бортпроводниц.
Бортпроводницы В. С. Векова и Р. П. Дейчман.
Фото: Музей АК "Уральские авиалинии"
1 января 1963 года в результате структурных преобразований в Кольцово появилось единое авиапредприятие – Свердловский объединённый авиаотряд Уральского управления гражданской авиации, его командиром стало Пётр Петрович Збыковский.

В 1965 году 120-й лётный отряд Свердловского объединённого авиаотряда возглавил Леонид Александрович Панченко. В это время авиаотряд стал лучшим в структуре Аэрофлота и сохранял эти позиции до распада авиапредприятия в 1990-е годы.

1960-е годы в истории авиаотряда отмечены тремя важными событиями. В 1967 году справа от здания аэровокзала возвели новый пассажирский терминал. Лётную службу Свердловского авиаотряда преобразовали в два авиаотряда – 120-й и 318-й. В 120-м отряде летали на ИЛ-18, а в 318-м – на АН-12 и на недавно освоенном в авиаотряде АН-24. К этому же времени относятся первые полёты кольцовских авиаторов за границу и в качестве пилотов-инструкторов, и в составе экипажей руководства зарубежных стран. Среди стран, в которых работали наши лётчики: Вьетнам, Гвинея, Афганистан, Судан и др.

В 1970 году Свердловский авиаотряд первым на Урале начал освоение и эксплуатацию самолёта ЯК-40. В этот же год первое место среди авиаэскадрилий Аэрофлота заняла эскадрилья АН-12 Свердловского объединённого авиаотряда, которая получила звание «Авиационная эскадрилья имени 100-летия со дня рождения Ленина» с вручением именной грамоты министерства.

В 1974 году в связи с уходом на пенсию П. П. Збыковского командиром авиаотряда стал Геннадий Григорьевич Борисов, до этого возглавлявший 120-й лётный отряд.

В том же году в эксплуатацию авиаотряда поступил самолёт Ту-154 – советский трёхдвигательный реактивный пассажирский самолёт для авиалиний средней дальности, находившийся в эксплуатации в Кольцово до 2011 года.

Коллектив бортпроводников на трапе самолёта ТУ-154.
Фото: Музей АК "Уральские авиалинии"
В связи с переводом Г. Г. Борисова в Учебно-тренировочный центр в 1978 году командиром Свердловского авиаотряда становится сначала Г. Я. Липаев, а затем в 1982 году – Ю. И. Кореневский. Под их руководством была построена вторая взлётно-посадочная полоса и привокзальный комплекс. Новая полоса позволила Кольцово принять в 1987 году первый широкофюзеляжный пассажирский самолёт ИЛ-86.
Бортинженер А. А. Капустин и командир Б. С. Клюшин у самолёта ИЛ-86.
Фото: Музей АК "Уральские авиалинии"
В 1987 году командование Свердловским объединённым авиаотрядом принимает Сергей Николаевич Скуратов – будущий генеральный директор авиакомпании «Уральские авиалинии».
Командир Свердловского отряда С. Н. Скуратов с ветеранами отряда.
Фото: Музей АК "Уральские авиалинии"
После распада СССР, в 1991 году Свердловский объедённый авиаотряд был преобразован в Первое свердловское государственное авиапредприятие, а в 1993 году произошло разделение Свердловского государственного авиапредприятия на авиакомпанию «Уральские авиалинии» и аэропорт Кольцово.

Авиакомпания «Уральские авиалинии» сохранила за собой парк машин, технические службы, лучшие кадры, многолетний профессиональный опыт и традиции Свердловского авиаотряда. Авиакомпанию и сегодня возглавляет командир Свердловского авиаотряда С. Н. Скуратов.
Фото: Марина Лысцева
Рекомендуем:

Если Вы хотите больше узнать об истории гражданской авиации в Кольцово, то рекомендуем почитать:
  • Шульгин А. И. «Уральская авиация – этапы большого пути»
  • «Авиация Урала: Время и люди. 70 лет Уральскому управлению гражданской авиации».
  • «Уральские авиалинии» 25 лет в небе».

Автор: Валерия Лепаловская