Микрорайон
ЭЛЬМАШ
Исторический лонгрид
Микрорайон

ЭЛЬМАШ

Исторический лонгрид
ПРЕДЫСТОРИЯ
До революции северной границей города была железнодорожная линия Екатеринбург-Тюмень. На месте будущего проспекта Космонавтов был Верхотурский тракт, который связывал Екатеринбург и север Урала. К западу от тракта в 1928 году началось возведение гиганта тяжелого машиностроения – Уралмаша.
В 1930 году выходит издание «Большой Свердловск» – краткое описание схемы перепланировки города. По плану развития промышленности предполагалось построить северную, южную, западную, восточную и центральную группы заводов.

Северная группа должна была состоять из четырех групп – «машиностроения, заводов ВЭО, инструментального комбината и группы медеобрабатывающих заводов», с размещениеи в северном направлении от существующего Свердловска, по Верхотурскому тракту.
В плане развития района «Эльмаш» нас интересуют заводы «ВЭО». ВЭО – это Всесоюзное Электротехническое объединение. Страна нуждалась в изготовлении большого количества электротехнического оборудования для будущих электростанций. По планам «группа заводов ВЭО располагается с восточной стороны Верхотурского тракта, занимая весь участок от города до дер. Пышмы». В свою очередь, «Верх-Исетский завод, Машинострой, Медная группа и заводы ВЭО – позволяют рассматривать эту группу заводов как единый комбинат тяжелого, среднего и электромашиностроения, т.к. в производственных процессах они взаимно обслуживают друг друга».
Планировка Свердловска, 1931 год
Планировка Свердловска, 1931 год.
Из собрания Музея истории УЭТМ
Планы будущего электротехнического комбината поражали воображение. На нем должны были работать 44 тысячи человек. В перспективе он мог по масштабу сравняться с Уралмашем. В его составе предполагались:
а) «завод электромоторный планируется в первую очередь на производство 645 000 моторов в год, на сумму 300 млн. рублей в расчете увеличения продукции в ближайшие годы в два раза»;

б) «турбогенераторный завод с годовым выпуском турбогенераторов, общей мощностью в 1,5 млн. киловатт, на сумму в 75 млн. рублей, с дальнейшим расширением до 8 млн. киловатт. Завод будет производить паровые турбины и электрические генераторы к ним, средней и большей мощности для нужд теплоцентралей»;

в) «трансформаторный завод с годовым выпуском 50 000 трансформаторов, с общей мощностью около 12 млн. киловатт, на сумму 150 млн. руб. Завод предполагает выпускать исключительно распределительные трансформаторы»;
г) «кабельный завод с выпуском продукции первой очереди в 20 млн. рублей в год. Завод будет производить голые и изолированные провода из меди, силовые кабели, установочные провода и обмоточную медь»;

д) «завод электроаппаратуры будет выпускать масленые выключатели, предохранители, бронированные аппаратурные устройства и проч. с годовой производительностью в 100 млн. рублей»;

е) «элементный завод рассчитан на выпуск продукции для радиоприемников на сумму в 20 млн. рублей в год»;

ж) «радиоаппаратурный завод будет строиться в две очереди с выпуском продукции на 100 млн. рублей»;

з) «электросварочный – производство электросварочных приборов».
Панорама Уральского Электромашиностроительного Комбината
Перспектива Уральского Электромашиностроительного Комбината.
Из собрания Музея истории УЭТМ
В 1930-1931 годах началось проектирование электротехнического комбината, а также соцгорода при нем. Сохранились эскизные проекты того времени. Перед нами предстает целый город, построенный в стилистике конструктивизма.
Соцгород Уралэльмашстроя
Эскиз к проекту соцгорода Уралэльмашстроя.
Из собрания Музея истории УЭТМ
1930-Е ГОДЫ
Но в планы вмешивается реальность. Отсутствие должного финансирования вылилось в глобальные изменения в предполагаемом строительстве. В 1932 году стартовало возведение завода «Уралэлектромашина». Это название прикрепилось и к району жилого сектора при будущем заводе. Размеры завода были скорректированы в сторону уменьшения, претерпел трансформации и план будущего соцгорода.
Первоначально поселок строителей размещался в районе 3-го километра. Сейчас эту территорию занимает комплекс зданий Уральского государственного педагогического университета на пересечении ул. Фронтовых бригад и пр. Космонавтов. Поселок имел название «Рабочий», состоял из одноэтажных бараков, местного клуба, носившего название «клуб СПС» (Свердловскопромстроя), детского сада, яслей и магазина.
Рабочий поселок Эльмаша
Рабочий поселок.
Из собрания Музея истории УЭТМ
Одновременно начинают застраиваться другие территории вдоль шоссе УЗТМ: поселок ИТР (инженерно-технических работников) и Северный поселок. Первый появился в квартале ул. Краснофлотцев, Баумана, шоссе УЗТМ. Северный поселок – в районе ул. Энтузиастов.
Улица Краснофлотцев.
Из собрания Музея истории УЭТМ
Школа №66.
Из собрания Музея истории УЭТМ
Проезд на территорию строящегося завода осуществлялся по специально подготовленной просеке в районе современного кинотеатра «Заря» (по будущим ул. Краснофлотцев и ул. Бабушкина). Именно на пересечении этих улиц и сформировался еще до войны центр будущего соцгорода Эльмаш, запроектированный в начале 1930-х годов архитектором Н. А.
Бойно-Радзевич. Из первых капитальных зданий можно выделить: школу №66 (1936, Краснофлотцев, 3), школу №67 (1938), детский сад № 136 (1936, Краснофлотцев, 17), ясли (1936, Бабушкина, 13) здания повышенной комфортности – Краснофлотцев, 10 (1936), Стачек, 19 (1936), два рабочих общежития (1939, Краснофлотцев, 23, 25).
В самый канун войны был построен директорский дом – Краснофлотцев, 7 (1941), имевший в народе за свой окрас прозвище «Зеленый дом». Здесь же в квартале №1 (Краснофлотцев, Бабушкина, Баумана, Стачек) возвели четыре экспериментальных трехэтажных камышитовых дома, снесенных в начале 1960-х годов. Еще один квартал, где велось строительство жилья – Баумана, Бабушкина, Энтузиастов, Стачек. Здесь встали несколько деревянных двухэтажных рубленных домов. В центре квартала находилась небольшая баня и детский сад (Баумана, 25а).

Еще до войны, 2 октября 1938 года, было объявлено о выделении самостоятельного завода «Уральский турбинный завод» (УТЗ).
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В годы войны на территорию Эльмаша были вместе с заводами эвакуированы десятки тысяч человек.
На территории УТЗ разместились дизельная часть Кировского завода, эвакуированного из Ленинграда, и Турбогенераторный завод – из Харькова. На Ураэлектромашину, которая с 1941 года именовалась «Уралэлектроаппарат», были эвакуированы ленинградский завод «Электроаппарат», Харьковский электромеханический завод, преобразовательное производство ленинградской «Электросилы», Воронежский завод «Коминтерн», Брянский завод «Профинтерн».

На Эльмаше складываются два больших землячества – харьковчане и ленинградцы. В большинстве своем они не возвратятся на свою родину даже после войны и вольются в население послевоенного Свердловска, оставив заметный научный и культурный след в истории Эльмаша.
Во время войны завод «Уралэлектроаппарат» изготовляет реактивные минометы «Катюша» и «Ванюша», а также снаряды к ним. На УТЗ упор был поставлен на изготовлении двигателей В/2 для танков Т-34. Считается, что ¾ всех двигателей для «тридцатьчетверок» были собраны в цехах Уральского турбомоторного завода.

Для эвакуированных жителей, прежде всего, Турбомоторного завода строился «Скоростной поселок» на пересечении ул. Донской и Баумана, прозванный так в честь быстрых темпов возведения жилья. С 1943 года начала застраиваться ул. Лабораторная (Корепина) брусчатыми двухэтажными домами, достаточно комфортными по сравнению с бараками Скоростного и Рабочего поселка. Почти все здания сохранились до сих пор и стоят в квартале за администрацией Орджоникидзевского района.
Скоростной поселок.
Из собрания Музея истории УЭТМ
До войны рядом с шоссе УЗТМ начал строиться завод тяжелого станкостроения и небольшой рабочий поселок, который получил название «Станкострой». Строительство не было доведено до логического завершения. В 1942 году на эту промышленную площадку были переведены мощности эвакуированного завода №8, специализировавшегося на изготовлении артиллерийского вооружения. В будущем он получит название завода имени Калинина и будет активным застройщиком нескольких кварталов соцгорода Эльмаш.

Эвакуированные рабочие разместились в поселке «Станкострой», который сохранил за собой название и дальше. Рядом возводились бараки «Нового жилпоселка» – все это сейчас территория цехов завода имени Калинина.

Новый жилпоселок.
Из собрания Музея истории МЗиКа
1945-1950-е годы
После войны продолжается строительство деревянных брусчатых двухэтажных жилых зданий в нескольких точках соцгорода Эльмаш. Но постепенно начинают применять проекты небольших двухэтажных шлакоблочных домов на 8 и 16 квартир. Важно отметить, что в послевоенное десятилетие по Свердловску отдавалось преимущество прежде всего шлакоблочным домам максимум в два этажа.
В какой-то момент общая координация и организация застройки со стороны Горсовета была утрачена, а территорию соцгорода Эльмаш застраивали сразу несколько заводов (Уралэлектроаппарат, Уральский турбомоторный завод, Завод имени Калинина), что привело к большому разнообразию применяемых проектов в каждом квартале. Это предопределило большую пестроту и лоскутность застройки, что в принципе делает Эльмаш особенным и резко отличает его среди других районов.
Проходная Уральского турбомоторного завода
Проходная Уральского турбомоторного завода, современный вид.
Фото: Сергей Потеряев
Продолжается застройка по довоенным планам. Получило развитие строительство домов в Молодежном поселке в периметре улиц Баумана – Шефская – Краснофлотцев – Старых Большевиков. Здесь до войны ввели в эксплуатацию только два общежития. В послевоенный период в схожей стилистике возвели несколько зданий. Все эти проекты в некотором роде уникальны, так как разрабатывались в УКСе Уралэлектроаппарат и не имеют аналогов.

В первые послевоенные годы строятся двухэтажные шлакоблочные дома по проектам повторного применения. Первоначально такие дома строились на Уралмаше с 1945 года. Позже несколько таких домов появилось на перекрестке Стачек – Краснофлотцев, Краснофлотцев – Шефская.
В 1947 году издается альбом типовых проектов. Предусматривается, что застройка должна вестись только на основе опубликованных проектов. Планировка данных зданий понятна и проста. Здания в два этажа из шлакоблока на 8, 12, 16 квартир с элементами декора на фасаде в стиле сталинского ампира. Все проекты объединены в несколько типовых серий, которые предполагают единообразие декоративного убранства зданий в рамках одного квартала. Таким образом, можно было с помощью проектов одной типовой серии спланировать ансамблевую застройку квартала в одной стилистике. Для примера можно предъявить один из идеальных кварталов Эльмаша, застроенный по принципам конца 1940-х – начала 1950-х годов. Это прямоугольник в периметре улиц Энтузиастов, Стачек, Лобкова, Старых Большевиков. Данный район принадлежал еще одному заводу, который появился на Эльмаше в 1940-е годы – Свердловской паровозоремонтный завод.
Типовой проект 1-204-112
Типовой проект 1-204-112
Перечислим основные типовые серии, применявшиеся на Эльмаше: 1-201-13, 1-203-15, 1-203-122, 1-204-112, 1-204-114, 1-223-28, 1-224-1, 1-225-109, 1-225-110, 1-225-111, 1-225-127, 1-226-113, 1-225-110, 1-226-13, 1-220-2, 1-231-11, 1-233-2, 1-236-2, 1-241-115, 1-242-103, 1-252-2.

По адресам всех использованных проектов на территории Эльмаша можно провести отдельную работу. Фотографии возводимых зданий по типовым сериям есть в фондах музея УТЗ и УЭТМ. В перечне типовых проектов можно рассмотреть планировки зданий, фасады и архитекторов. Так среди авторов многих проектов есть и «большие» имена. Например, Леонид Михайлович Поляков – архитектор Ленинградской гостиницы в Москве.
Строительство в конце 1940-х – начале 1950-х годов ведется в периметре улиц Космонавтов – Войкова – Ползунова – Краснофлотцев.
1950-Е ГОДЫ
В середине 1950-х годов попытались исправить ошибки, допущенные при достаточно хаотичной застройке несколькими заказчиками-заводами. Был подготовлен проект, который предусматривал строительство красивых пятиэтажных домов с богатым декором, выразительными фасадами и благоустроенными квартирами. Для подобной застройки был выбран участок ул. Старых Большевиков от проходной завода «Уралэлектроаппарат» до ул. Баумана. И по улице Баумана от Старых Большевиков до шоссе УЗТМ (Космонавтов). Центральной архитектурной доминантой должен был стать Дом культуры завода Уралэлектроаппарат на пересечении двух главных магистралей Эльмаша – Старых Большевиков – Баумана.

Проект клубной площади, 1949 год
Важно отметить, что среди зданий, построенных в этот период, несколько было взято под охрану государства как памятники архитектуры.

В 1951-1952 годах построили мужское и женское общежитие по ул. Старых Большевиков. В 1953 году – ДК завода Уралэлектроаппарат (памятник архитектуры). С 1954 по 1958 год застраивалась ул. Баумана. Каждый квартал застраивался силами одного предприятия (УЭА, УТЗ, СПС, ЗиК). Еще одной важной точкой стала площадь Машиностроителей, сформированная пересечением ул. Баумана и шоссе УЗТМ.
Здесь архитектурный ансамбль составили здания Завода имени Калинина – мужское и женское общежитие, кинотеатр «Заря» (памятник архитектуры). В центре площади должна была стоять колонна по типу Александровского столпа в Санкт-Петербурге, но в итоге она так и не была возведена, впрочем, и площади тоже не получилось. По крайней мере, с 1960-х годов площадь оказывается безымянной.
23 больница
Больница №23.
Из собрания музея истории УЭТМ
В конце 1950-х годов достраивается комплекс 23-й городской больницы (архитекторы – Рейшер, Югов), завершивший архитектурный ансамбль ул. Старых Большевиков. Сейчас этому зданию присвоен статус памятника архитектуры.

Еще одна часть, которая коснулась значительной перестройки – это часть Предзаводской улицы (Фронтовых бригад) в районе проходной Уральского турбомоторного завода. Здесь в 1950-е годы по проекту архитектора Н. И. Андреева возводятся центральные проходные (памятник архитектуры), заводоуправление, заводская поликлиника и столовая.

В 1955 году выходит постановление ЦК КПСС «Об излишествах в архитектуре», которое ставит вопрос об удешевлении строительства за счет экономии средств на различные архитектурные изыски и богатый декор. В итоге не удалось композиционно закончить строительство ул. Баумана. Несколько проектов пересмотрели в сторону удешевления, а некоторые вообще положили на полку. В результате на ул. Баумана появились несколько заурядных коробок крупноблочных хрущевок.
1960-Е ГОДЫ
В 1960-е годы произошла полная унификация жилищного строительства. Для Эльмаша было предложено несколько типовых серий пятиэтажных кирпичных (1-447) и крупноблочных домов(1-439). Дома возводились в основном точечно методом народной стройки (самстрой) на месте сносимых бараков. Комплексно осваивалось несколько территорий – микрорайон «Горка» (по ул. Ползунова, Замятина и Кобозева) и микрорайон «Совхозный».

Первый возводится для рабочих Уральского турбомоторного завода, второй – для рабочих Завода имени Калинина. Микрорайон «Совхозный» получил название от Орджоникидзевского совхоза, у которого здесь раньше находилось тепличное хозяйство. В конце 1960-х годов на Эльмаше появляются первые девятиэтажные дома.

Типовой проект №447. Энтузиастов, 30а.
Из собрания Музея истории УЭТМ
1970-Е ГОДЫ
К началу 1970-х годов микрорайон окончательно сложился. Это система небольших по площади прямоугольных кварталов, группирующихся вокруг основных улиц района: улица Баумана – главная улица Эльмаша; улица Старых Большевиков – магистраль, соединяющая жилой массив с зоной промышленных предприятий; ул. Шефская – звено магистралей городского значения, связывающей вылетные магистрали на города – Березовский и Верхнюю Пышму; ул. Предзаводская – главный подъезд из города к предприятиям Эльмаша.
В дальнейшем осваивается территория к северу от Эльмаша. Комплексно застраивается микрорайон «Совхозный-2», «Совхозный – 3» Заводом им. Калинина. Чаще всего используются типовые серии 1-447(С) – пятиэтажные кирпичные дома, 1-468(Б). Вырастают жилые массивы в основном вдоль ул. Шефской, Совхозной и Парниковой. Качественно изменяется район конечной трамвайной остановки «Эльмаш». Там возводятся несколько девятиэтажных домов по ул. Баумана.
Микрорайон Совхозный-2.
Из собрания музея истории МЗиКа
1980-Е ГОДЫ
Проект микрорайона Северный Эльмаш.
Из собрания музея истории МЗиК
Инженерный корпус завода «Уралэлектротяжмаш».
Фото: Сергей Потеряев
Застраивается район «Серверный Эльмаш» вдоль ул. Фрезеровщиков. Повсеместно идет переход на строительство новых типовых серий улучшенной планировки 85 (кирпичные), 141 (крупнопанельные).
В начале 1980-х годов вводится в эксплуатацию студенческий городок и новый учебный корпус Свердловского педагогического университета.
Также мы проводим экскурсии по Эльмашу, следите за обновлениями тут.
Автор лонгрида
Евгений Бурденков
Автор современных фото
Сергей Потеряев

Использование и копирование материалов без разрешения редакции запрещено