Микрорайон
КОЛЬЦОВО
Исторический лонгрид
Микрорайон

КОЛЬЦОВО

Исторический лонгрид
Именно с Кольцово, воздушных «ворот» Урала, для многих начинается знакомство с Екатеринбургом. Однако посёлок Кольцово стал городским микрорайоном не так давно – в 2004 году.

Микрорайон сложился из села Малый Исток и непосредственно «Кольцово», включающего в себя населённый пункт около ж/д станции Кольцово и посёлок Аэропорт. Каждая из этих местностей обладает своей историей и своими особенностями.
Село Малый Исток возникло ещё в XVIII веке, а появление Кольцово связано со строительством аэропорта (1928-1933) и станции Синарская на новой железнодорожной линии Свердловск (1932-1933). В 1949 году Малый Исток и поселение около ж/д станции Кольцово образовали единый рабочий посёлок Кольцово. В 1977 году к нему также присоединили посёлок Аэропорт.

И хотя сегодня это единый микрорайон, в сознании местных жителей до сих пор сохраняется деление на территории:
Малый Исток – от Малоистокского пруда до ж/д станции Хуторята;

«Промкомбинат» (такое название часть посёлка получила из-за действующего неподалеку завода ЖБИ) – от станции Хуторята до ж/д станции Кольцово;

Авиагородок – от станции Кольцово до аэропорта включительно.
ЧТО ЗА «КОЛЬЦОВО»?
Точной информации о происхождении названия «Кольцово» нет. Ходит легенда, что при заходе на посадку лётчики ориентировались на кольцо, которое образовывали две железнодорожные ветки. Скорее всего, речь шла о железнодорожной ветке Свердловск – Синарская и ее ответвлении со станцией Аэропорт Кольцово. К сожалению, на современной карте этого «кольца» не увидеть – при строительстве Россельбана железная дорога, ведущая к станции Аэропорт Кольцово, была перенесена.
МАЛЫЙ ИСТОК
Малый Исток появился в середине XVIII века на Сибирском тракте и назывался тогда «Хуторы», о чём напоминает сохранившееся сегодня название железнодорожной станции Хуторята. Рядом с посёлком в начале XIX века появилась Заимка Меджера, сделавшая посёлок известным на всю Российскую империю.
Английский изобретатель Джозеф Меджер в начале XIX века принял русское подданство и занялся строительством паровых машин. В годы Отечественной войны 1812 года механика Меджеру переводят в казённое ведомство с обязательством построить под Екатеринбургом фабрику паровых машин.

Для этого ему выделили небольшой участок недалеко от Малого Истока. При проведении работ там обнаружили золотые россыпи, которые позволили изобретателю создать фабрику и наладить добычу золота. Кроме того, при фабрике Меджер открыл школу, где основам механики и теплотехники обучались грамотные мастеровые всех шести казённых горных округов.

В ночь на 20 апреля 1831 года Меджер был убит двумя крестьянами, забравшимся в его золотосплавочную лабораторию. Преступление прогремело на всю страну, по личному распоряжению императора Николая I его расследованием занимался главный лесничий уральских заводов Иван Иванович Шульц.

После поиском и добычей золота в посёлке занимался уральский промышленник Рязанов. Его усадьба простояла до середины XX века, когда на ее месте построили детский дом.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Фото: Сергей Потеряев
После революции 1917 года дом золотопромышленника Рязанова был национализирован. В годы Великой Отечественной войны в нём разместили детей блокадного Ленинграда. Старый особняк снесли в 1949 году, а на его месте воздвигли дворец. На память на его фасаде осталась надпись: «От уральцев детям героического Ленинграда».
К последней четверти XIX века относится первое упоминание названия «Малый Исток». В Санкт-Петербургском справочнике за 1875 год есть такая запись:

«Исток Малый (Меджерская Заимка) – деревня, число дворов – 46, число мужского населения – 160, женского – 166, часовня православная». При часовне в 1901 году открылась церковно-приходская школа, а в 1905-м сама часовня была перестроена в церковь во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. После Октябрьской революции 1917 года в здании церкви устроили клуб.

В советское время на территории Малого Истока действовал колхоз «Красная деревня» и находилась администрация Кольцовского поссовета. Центральная улица посёлка была названа в честь революционного деятеля И. Г. Мамышева.
В первой половине 1960-х годов её переименовали в Реактивную. Сегодня на этой улице расположены наиболее значимые объекты Малого Истока: детский дом, общеобразовательная школа № 60, строящаяся церковь святых апостолов Петра и Павла, здание администрации Октябрьского района, Комплексный центр социального обслуживания населения и Музей ретроавтомобилей.

Здесь же находятся любимые места отдыха жителей микрорайона Кольцово: Малоистокский парк и прилегающий к нему Малоистокский пруд, до которых можно легко добраться на электричке (конечный пункт – ст. Хуторята).
АЭРОПОРТ
В 1928 году в 18 километрах от окраины Свердловска в Арамильском районе началось возведение аэропорта, который позже получит название Кольцово. Предназначался аэропорт для военных. В 1932-м, когда работы были завершены, в Кольцово на постоянное базирование прибыли военные самолёты. Р-5 42-го отдельного Краснознамённого авиаотряда из Казани и Р-6 – 33-го отдельного авиаотряда из Самары.
С развитием авиационной техники возможностей аэродрома для приёма современных самолётов стало не хватать, было принято решение о проектировании аэродрома первого класса. Реализовать задуманный проект полностью не удалось, поскольку началась Великая Отечественная война. Но всё же к 15 октября 1941 года была построена новая взлётно-посадочная полоса.
«Строительство спецобъекта № 63 (взлётно-посадочной полосы) осуществлялось под руководством Управления НКВД по Свердловской области. Основной рабочей силой на строительстве являлись заключенные отдельного лагерного пункта ОИТК СвердУНКВД. На стройке работало 1432 человек заключённых и 698 человек вольнонаёмных рабочих». ГАСО Р-2077. Оп. 1. Д. 2. Л. 7.
САМЫЙ ПЕРВЫЙ
Новая взлётно-посадочная полоса стала одной из причин, почему именно в Кольцово в начале войны был эвакуирован Научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил Красной Армии, проводивший испытания первого советского реактивного истребителя БИ-1. На Урал, в посёлок Билимбай, эвакуировали и завод № 293, на котором был собран самолёт.

На базу НИИ для испытания БИ-1 был откомандирован лётчик Григорий Яковлевич Бахчиванджи. 15 мая 1942 года с аэропорта Кольцово он выполнил первый полёт на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем и вошел в историю. В 1943 году состоялось ещё шесть полётов на втором (БИ-2) и третьем (БИ-3) прототипах самолёта.

Один из них выполнял лётчик-испытатель Константин Афанасьевич Груздев, остальные — Г. Я. Бахчиванджи. 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полёта Бахчиванджи погиб.
Он был похоронен на Кольцовском кладбище рядом с другими испытателями, погибшими в Кольцово – К. А Груздевым и Т. К. Чигаревым.

Память о Г. Я. Бахчиванджи бережно хранится в Кольцово. Центральная улица авиагородка названа в его честь, там же стоит памятник, созданный на деньги работников Свердловского авиаотряда. Его имя носит и школа № 60, где работает музей имени Бахчиванджи. Около здания аэропорта установлен памятник самолёту БИ, его создателям и испытателям. Ежегодно в День Победы и День авиации к памятникам местные жители возлагают цветы.
Уникальные кадры испытательного полета БИ-1 под командованием Григория Бахчиванджи. Зима 1942
0:36
Большую работу по сохранению памяти о лётчике Бахчиванджи проделал штурман Свердловского авиаотряда Игорь Павлович Катенёв. Он встречался с людьми, которые занимались созданием и испытанием БИ, с сослуживцами Г. Я. Бахчиванджи. Из рук директора и главного конструктора завода № 293 В. Ф. Болховитинова Катенёв получил в дар плёнку со съёмками экспериментального полёта Бахчиванджи.
А БЫЛ ЛИ РУЗВЕЛЬТ?
В годы Великой Отечественной войны была создана трасса Алсиб (Аляска-Сибирь) для безопасной доставки самолётов, поставляемых США в Советский Союз по ленд-лизу. Путь начинался на Аляске, проходил через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. Из Красноярска самолёты везли по железной дороге. В 1943 году было принято решение доставлять их на фронт своим ходом. Для этого на Алсибе создали участок Москва-Уэлькаль, одним из пунктов которого стал аэродром Кольцово.
Существует легенда, что по этой трассе в 1943 году через Кольцово возвращался с Тегеранской конференции президент США Франклин Рузвельт. Знатоку истории Кольцово И. П. Катенёву удалось установить: в декабре 1943 года в Кольцово останавливался нехарактерный для Алсиба самолёт, для его пассажира было организовано особое обслуживание. Документальных подтверждений этой истории нет, но в самом посёлке, рядом со школой № 92, долгое время стоял двухэтажный дом, который местные называли «Дом Рузвельта».
«БОЛЬШИЕ ВОРОТА БОЛЬШОГО УРАЛА»
В 1943 году начался новый этап в истории аэропорта. В соответствии с приказом ВВС РККА № 2 от 11 июля 1943 года в аэропорту Кольцово была организована гражданская авиация. С этого времени аэродром эксплуатируется совместно военной и гражданской авиацией.
Первым подразделением Гражданского воздушного флота и организатором лётной службы стал 3-й авиационно-транспортный отряд. После войны, в 1948 году, в связи с ростом перевозок дополнительно был организован 17-й авиационно-транспортный отряд.
И.А. Горский
Командир самолёта ЛИ-2 И. А. Горский.
Из коллекции Музея авиакомпании «Уральские авиалинии»
В начале 1950-х годов в Кольцово провели реконструкцию лётного поля аэродрома, построили первый капитальный ангар для технического обслуживания самолётов и новое здание аэровокзала.
Аэровокзал Екатеринбурга
Здание аэровокзала, построенное в 1954 году.
Из коллекции Музея истории Екатеринбурга
«Одним из знаковых мест в Кольцово был ресторан в здании вокзала, работавший круглосуточно. И мы туда ходили, и городская молодёжь, ведь питейные заведения в Свердловске закрывались рано тогда. Они [городская молодёжь] ездили в аэропорт в ресторан и на танцы к нам приезжали». Из воспоминаний жителя Кольцово, ветерана Свердловского авиаотряда В. А. Любина.
Внутри аэровокзала, 1950-е годы.
Из коллекции Музея истории Екатеринбурга

Работники Свердловского авиаотряда. Крайний слева – П. П. Збыковский.
Из коллекции Дома культуры «Авиатор»
1 января 1963 года на базе аэропорта, 120-го авиаотряда, линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских и других наземных служб образовано единое авиапредприятие – Свердловский объединённый авиаотряд Уральского управления гражданской авиации. Его возглавил Пётр Петрович Збыковский, начальник аэропорта. Именно в годы командования Збыковского Свердловский отряд стал одним из лучших среди авиапредприятий Аэрофлота.
В 1963 году в «Уральском рабочем» писали: «Если Уктусский аэропорт – «воздушная калитка» Свердловска, то Кольцово – большие ворота всего Большого Урала… С законной гордостью кольцовские лётчики говорят, что наш аэропорт – крупнейший после Внуковского на трассе Москва – Владивосток». Из газеты «Уральский рабочий» от 9 февраля 1963.
После распада СССР, в 1993 году, произошло разделение авиапредприятия на авиакомпанию «Уральские авиалинии» и аэропорт Кольцово. «Уральские авиалинии», которые возглавил командир Свердловского авиаотряда Сергей Николаевич Скуратов, продолжают базироваться в Кольцово, а сам аэропорт вошёл в состав аэропортного холдинга «Аэропорты Регионов».

Ветераны Свердловского авиаотряда с командиром С. Н. Скуратовым.
Из коллекция Музея авиакомпании «Уральские авиалинии»
АВИАГОРОДОК
Строительства аэропорта в отдалении от города предполагало строительство авиационного городка. И чем крупнее становился аэропорт, чем больше людей в нём работало, тем больше разрастался посёлок Аэропорт.
Первые дома в авиагородке появились в 1928 году, когда началось строительство аэропорта. Один из них сохранился до сих пор, он стоит в так называемом «старом посёлке» – сердце авиагородка.
Жилой дом по адресу ул. Бахчиванджи 19/8.
Фото: Сергей Потеряев
Один из первых жилых домов в авиагородке – ул. Бахчиванджи 19/8. Это деревянный двухэтажный дом из двух частей: два подъезда на 8 квартир были построены в 1928 году, а в 1931 году появился третий подъезд с коммунальными квартирами. Две части здания разделяет перегородка, выполненная из кирпича.
Жилой дом по адресу ул. Атмосферная, 5.
Фото: Сергей Потеряев
К 1930-м годам относится и строительство в «старом посёлке» дома в стиле конструктивизм, предназначавшегося для руководства аэропорта (ул. Атмосферная, 5). Когда руководство переехало в новые дома, в здание стали селить молодых работников Кольцово. Они между собой прозвали этот дом «негритянское гетто».
В годы Великой Отечественной войны количество жителей авиагородка сильно выросло, многим приходилось жить в землянках, поэтому одной из первостепенных задач после окончания войны стало решение жилищного вопроса. В 1950 году в авиагородке начинается грандиозная стройка. Велась оно под руководством начальников аэропорта – Ивана Ивановича Халимонова и сменившего его на этом посту Петра Петровича Збыковского. Последний запомнился местным жителям именно как строитель авиагородка.

На месте старых землянок и бараков возводятся двухэтажные дома по типовому проекту № 109, серия 225, которые позволили обеспечить жильём большинство работников Кольцово.
В 1950-е годы в посёлке появляется новая школа, магазины, кинотеатр, клуб. В 1960-е годы темп строительства был снижен, но и в это время появляются новые постройки, общежития для молодых работников аэропорта. Именно тогда в посёлке идёт асфальтирование тротуаров и дорог.

Долгое время в Кольцово не строили высотные дома в связи с запретом на такое строительство вблизи аэропорта. В 1970-1980-е годы с развитием систем захода на посадку в Кольцово стали появляться 9-, 13- и 16-этажные дома.
«Был тут командиром Свердловского отряда Збыковский, а при нём начальником аэропорта по строительству – его заместитель Шмальц. Он настолько хозяйственный мужик был, что как только полосу начинают ремонтировать, он 3 машины на полосу, а одну – на тротуар. Вот он постепенно начал делать эти дорожки, тротуары. И иногда дело доходило до смешных анекдотов: партийно-хозяйственный актив проходит, его ругают за перерасход материалов, а он сидит – задремал, его разбудят и говорят: «Тебе выговор объявили», а он: «Ну, хорошо, зато дорожку построил»… А полосу каждый год ремонтировали…». Из воспоминаний ветерана Свердловского авиаотряда В. А. Любина.
ЖИЗНЬ В АВИАГОРОДКЕ

Жители Кольцово на субботнике.
Из коллекции Дома культуры «Авиатор»
Попасть на территорию посёлка Аэропорт просто так было нельзя. Недалеко от железнодорожной станции Кольцово стояли шлагбаум и контрольно-пропускной пункт.

В авиагородке в советское время жили в основном работники аэропорта и их семьи, поэтому местные хорошо знали друг друга. Они работали вместе, жили рядом, вместе проводили досуг, отмечали праздники, их дети ходили в один садик, в одну школу. Многие выпускники «самой авиационной школы», как называют местные школу № 92, шли по стопам родителей, связывали свою жизнь с авиацией и возвращались жить и работать в Кольцово.

Все праздники в Аэропорту отмечались дружно. Излюбленным местом жителей был большой стадион на окраине посёлка. Сегодня часть его занимает стадион школы, а часть – многоэтажные дома по адресу ул. Бахчиванджи 8, 10, 12 («китайская стена»). Там проводили спортивные соревнования, устраивали массовые гуляния на Масленицу, День авиации, Новый Год и т.д.
Спортивные соревнования в авиагородке.
Из коллекции Дома культуры «Авиатор»
Это место вспоминают с теплотой люди разных поколений: «Когда я училась в школе 92, ещё в те времена ёлку на школьном стадионе ставили [в 1990-е гг.]. Помню, перед Новым Годом на уроках сидишь, смотришь в окно, а там привозят фигуры. Тогда на средства аэропорта Кольцово и компании «Уральские авиалинии» там полностью отстраивали большой снежный городок, красивая ёлка была. На моей памяти это было место, где люди встречались на Новый Год». Из воспоминаний жителя Кольцово, сотрудника «Уральских авиалиний» Е. Ю. Секисовой.
Клуб «Авиатор».
Из коллекции Дома культуры «Авиатор»
Местом встреч также был кинотеатр и клуб, располагавшиеся в «старом посёлке». В клубе проходили торжественные собрания и мероприятия, приуроченные к 1 мая, 7 ноября, Дню авиации, а по субботам и воскресеньям там устраивали танцы.

Дом культуры снесли ещё в советское время: в 1978 году построили новый Дом культуры «Авиатор» и прилегающий к нему одноимённый стадион. В 2000-е годы, когда требования к безопасности детей ужесточились и на школьном стадионе запретили проводить массовые мероприятия, именно ДК «Авиатор» и его стадион стали местом проведения всех праздников Кольцово.

Открытие Дома культуры «Авиатор».
Из коллекции Дома культуры «Авиатор»
Р. С. Усова выступает на стадионе «Авиатор». День авиации и авиагородка.
Из архива Р. С. Усовой
«Я пришла на работу в 1974 году, а новый ДК построили в 1977, по-моему. Его как выстроили, я сразу туда побежала, участвовать в самодеятельности… Хор у нас был хороший, назывался «Березка». Мы много репетировали, призов много брали. Все знали наш хор Свердловского авиаотряда». Из воспоминаний ветерана Свердловского авиаотряда Р. С. Усовой.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Если Малый Исток остался малоэтажным, то на территории авиагородка в 2000-2010-е годы началась активная застройка современными жилищными комплексами, высотными домами. Население микрорайона за последнее время выросло в 5 раз. Как отмечают местные, теперь здесь живут люди самых разных профессий и работающие далеко за пределами Кольцово.
Познакомиться поближе с самым авиационным микрорайоном Екатеринбурга вы можете сами. Берите в руки наш путеводитель, садитесь в автомобиль, электричку или на автобус №1 и отправляйтесь исследовать Кольцово!
Также мы проводим экскурсии по Кольцово, следите за обновлениями тут.
Автор лонгрида
Валерия Лепаловская
Автор современных фото
Сергей Потеряев

Использование и копирование материалов без разрешения редакции запрещено