История: Вокзальный
Бесследно исчезнувший
Памяти стадиона Локомотив-1
Не все знают, что в одном районе города Свердловска было сразу два стадиона с одинаковым названием «Локомотив». Район, естественно, Железнодорожный (бывший Кагановичский), а название связано с одноименным спортивным обществом, появившимся на рубеже 1935-1936 годов.
Стадион «Локомотив». Из фонда Горсовета, вторая половина 1930-х годов. Л. Злоказов, Facebook
Официальным днем создания Добровольного спортивного общества (ДСО) рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства считается 12 января 1936 года, однако уже 14 ноября 1935 года в клубе Андреева состоялось собрание физкультурников для выбора узлового организационного бюро нового спортобщества. Двенадцатью днями позже газета «Путевка» писала: «24 ноября состоялось открытие катка спортивного общества «Локомотив» (Железнодорожный стадион). В 11 часов утра на катке состоялась встреча хоккейных команд, в которой приняли участие команды электродепо станции Свердловск-Сортировочная, стройтехникума, завода им. Воеводина, электротехникума и Управления дороги». Упомянутый Железнодорожный стадион был открыт в 1930 году на улице Северной (Челюскинцев), а впоследствии имел адрес «пер. Невьянский, 3». Сейчас на этом месте располагаются площадки перед Северным автовокзалом и недостроенным торговым центром «Свердловск» (бывший «Призма»). Спортивный объект включал в себя трибуны на 800 мест, павильон, гаревую дорожку и несколько спортплощадок. На нем проводились различные соревнования, включая первенство города по футболу и встречи с иногородними командами, спартакиады железнодорожников, а зимой заливался каток.
Афиша из газеты «Уральский рабочий», 20 августа 1930
Катание на коньках – пожалуй, одна из главных ассоциаций, возникающая в связи с данным стадионом. При нем действовала секция фигурного катания, переехавшая
в 1970-е годы на улицу Жданова (Мельковская) и, конечно, проводились мероприятия массового досуга. Билет на каток стоил 10 копеек, но те, кто знал лазейки, могли сэкономить. На катке случалось всякое – и травмы, и драки (пацаны со Стрелочников, например, не любили чужаков с Пионерского поселка). В 1953 году Свердловский райсовет ДСО «Локомотив» обратился к председателю Кагановичского райисполкома с просьбой установить регулярное дежурство милиции и медицинского работника на катке стадиона.

Любопытно, что уже к началу 1950-х годов стадион начал терять свое значение как спортивный объект. В одном из документов райсполкома за 1953 год читаем следующее: «В районе имеется два стадиона, из них мероприятия можно проводить только на одном – ст. Сортировочная, и то не все». В конце 50-х поднимался вопрос о реконструкции стадиона, так и оставшийся лишь на бумаге. У катка то и дело возникали проблемы, которые озвучили в газете «Вечерний Свердловск» (1959 год): большие очереди в тесные раздевалки (они же комнаты отдыха), вместо буфета только два бачка с холодной водой, отсутствие выделенной дорожки для спортсменов-скоростников, а также присутствие в вечернее время детворы 10-12 лет, которая перелезает через забор и снует под ногами у взрослых. В прокате имелось лишь 44 пары коньков, хотя, по словам журналиста, каток может вместить больше 1000 желающих! Для сравнения, в 1935 году имелось 75 пар коньков и работал буфет ОРСа.

В 1960-70 годы стадион продолжал хиреть, но не пустовал. Во-первых, по его территории можно было срезать путь с тупиковой тогда улицы Стрелочников в переулок Невьянский и Челюскинцев, во-вторых, там тренировались городошники и спортсмены-любители,
в-третьих, проводились уроки физкультуры и распределение детей по отрядам перед отправкой в пионер-лагеря, в-четвертых, устраивались тренировки и выставки клуба служебного собаководства, ну и наконец, летом можно было просто позагорать на его территории.
На территории стадиона «Локомотив» проходит выставка клуба собаководов, вторая половина 1960-х.
В.Крупник, группа «Старый добрый Свердловск» в Facebook
В плане мероприятий райисполкома по улучшению воспитательной работы с подростками на 1978 год значилось: «На базе стадиона «Локомотив» станции Свердловск-пассажирский создать детский мини-стадион, привести территорию в порядок, произвести ремонт забора», а также установить над стадионом шефство школ №2 и 3 (современные 155 и 208). Возможно, какие-то шаги в этом направлении и были сделаны, но окончательный крест на стадионе железнодорожников поставила дорога подземная. 28 августа 1980 года именно здесь был вынут первый ковш земли для шахтного ствола нынешней станции «Уральская» и состоялся торжественный митинг с участием Бориса Ельцина и Анатолия Мехренцева. Строители метрополитена приспособили территорию стадиона для своих нужд, а их душкомбинат, поставленный по соседству, позже был переделан под здание Северного автовокзала.
На территории бывшего стадиона проходит митинг по случаю начала строительства метро, август 1980 года.
В. Жученко, группа «Старый добрый Свердловск» в Facebook
Автор: Дмитрий Киряев