Микроистория: Вокзальный

История одного
памятника

Монумент Уральскому добровольческому танковому корпусу хорошо знаком многим горожанам: он является одним из символов города, главной доминантой привокзальной площади и узнаваемым местом встреч. Если вы хоть раз отправлялись в путешествие по железной дороге с екатеринбургского (свердловского) вокзала, то вряд ли могли его миновать. Чаще, правда, используют неофициальное название – «Варежка», или «Под Варежкой», а вот история создания самого памятника известна немногим. Постараемся восполнить этот пробел.
Памятник УДТК на Привокзальной площади, 1970-е
Памятник УДТК на Привокзальной площади, 1970-е
В 1958 году был объявлен конкурс на создание проекта памятника. 25 работ было представлено на выставке, проходившей в Окружном доме офицеров. Наибольшее одобрение получили проекты В. Друзина и П. Сажина. Их усилия решено было объединить, и двум самобытным творческим индивидуальностям пришлось работать вместе, где-то идя на компромисс, где-то – отстаивая собственную точку зрения. За архитектурную часть проекта отвечал Г.И. Белянкин. Творческий коллектив не раз менял и дополнял первоначальный замысел, добиваясь наиболее выразительного решения и согласовывая проект с различными ведомствами.

Закладка памятника состоялась накануне 40-летия вооруженных сил СССР – в феврале 1958 года: на привокзальной площади появился гранитный камень, символически обозначавший местонахождение будущего монумента. В честь этого события состоялся митинг, на котором выступали рабочие заводов, бывшие танкисты, представители комсомола и горкома КПСС.

Однако настоящая работа закипела спустя два года, когда в апреле 1960 года из Москвы вернулся скульптор Друзин с одобрением экспертной комиссии при Министерстве культуры РСФСР, возглавляемой народными художниками СССР М.Г. Манизером и Н.В. Томским.

Памятник УДТК. Вторая половина 1970-х - первая половина 1980-х.
Памятник УДТК. Вторая половина 1970-х - первая половина 1980-х.
В июне 1960 года каменотесы Сибирского карьера приступили к обработке гранита для постамента, который в газете «Вечерний Свердловск» описали так: «Этот постамент из полированного уральского гранита представляет собой стилизованную форму танка. Его высота – шесть метров. По бокам постамента будут установлены гранитные рельефы, символизирующие связь фронта с тылом». («Вечерний Свердловск», 17.06.1960). Автором этих рельефов выступил художник В. Беляев.

В сентябре 1960 года была начата «нашивка» опалубки для бетонирования фундаментной плиты, к декабрю возвели «часть ступенчатого основания, которое выкладывается из кирпича и облицовывается серым уральским гранитом» (газета «Вечерний Свердловск»).

Архитектор Геннадий Белянкин описывает в своей книге «Я и город» отдельные эпизоды, связанные с работой над памятником. Как-то раз в мастерскую пожаловали высокопоставленные гости, и среди них – командующий УрВО Лелюшенко, сам бывший танкист. Увидев макет, он разразился гневной тирадой: «Что это здесь ребята сделали? Какого-то поставили рабочего. Нахрена нам этот рабочий? Это воинам памятник! А почему танкист стоит?... Сейчас подгоню вам танк, поставим его на постамент – и все, памятник готов! Люк пусть будет открыт. Командир танка пусть из люка смотрит. Все должно быть, как на войне». Генерала все же удалось переубедить.
Другая проблема была связана с поиском помещения, в котором можно было бы лепить скульптуру высотой почти 7 метров. Подходящим оказалось здание бывшего костела рядом с Центральной гостиницей, но его уже собирались сносить. Пришлось долго уговаривать первого секретаря свердловского горкома КПСС
К.А. Замирякина приостановить снос костела.
В августе 1961 года ленинградский форматор Н.Л. Сандлер и бригадир лепщиков свердловских художественных мастерских Н.Д.Федоров начали формовку модели из гипса. «После этого форма, где изображены сталевар и танкист, будет отправлена на Ленинградский завод монументальной скульптуры для отливки ее из бронзы». («Вечерний Свердловск», 14.08.1961).

22 февраля 1962 года памятник был открыт в торжественной обстановке и при большом стечении народа. Около 50 тысяч свердловчан собралось на торжественный митинг. Среди них были и ветераны корпуса, и знатные рабочие заводов, и представители органов власти.

Вот как описывала газета «Уральский рабочий» этот момент: «Оркестр исполняет гимн Советского союза. К подножию памятника возлагаются цветы. Когда белое покрывало спадает вниз, перед глазами собравшихся открывается величественный монумент. На полированном гранитном постаменте, напоминающем башню танка, высятся две шестиметровых бронзовых фигуры. Одна из них изображает уральского умельца. Характерным жестом он защищает лицо от слепящего огня. Так смотрят в глазок металлурги у мартенов. Плечом к плечу застыл рядом с рабочим танкист. Кажется, что оно только что вышел из боевой машины. Его могучая фигура полна динамики и порыва».
А уже на следующий день в газете «Вечерний Свердловск» появилось стихотворение М. Найдича, посвященное памятнику, оканчивающееся следующими словами: «Кто приедет в гости к свердловчанам, наш характер сразу же поймет»!

Автор: Дмитрий Киряев