История: Кольцово
Самая авиационная школа Екатеринбурга
История школы № 92
В микрорайоне Кольцово есть две школы. Одна из них расположилась в Малом Истоке и действует уже более 100 лет, а вторая была организована в 1943 году, когда в свердловском аэропорту зарождалась гражданская авиация. Учениками последней стали дети работников аэропорта Кольцово, многие из них связали свою судьбу с авиацией, как впоследствии и их дети.

Школа, получившая порядковый номер «31», была филиалом школы Малого Истока и административно подчинялась Арамильскому РАНО.

Сначала в школе было всего 4 класса. Для учебы было отведено две комнаты в здании, где располагались ВОХР (войска внутренней охраны республики НКВД СССР), поэтому ребята учились в две смены: два класса – в первую, два класса – во вторую.
Первое здание школы (1943-1950 годов), располагалось в «старом поселке»
Фото из коллекции Дома культуры "Авиатор"
История сохранила имена первых учителей школы – это были Екатерина Абрамовна Гиенко и Елена Александровна Щербина.
Коллектив учителей школы. Директор О. И. Тимофеева, завуч Е. В. Лабыцина и учителя Т. Л. Пивчук, Е. А. Гиенко
Фото из музея школы № 92
4 класс школы № 31. 1947 год
Фото из музея школы № 92
После окончания Великой Отечественной войны число пассажирских авиаперевозок неуклонно росло – как и количество людей, приезжавших вместе с семьями жить и работать в Кольцово. Это потребовало от аэропорта строительства большого количества жилья и инфраструктуры в авиагородке. Вопрос об отдельном здании для школы неоднократно поднимался на заседаниях Кольцовского поссовета:

«Что же касается школы №31, то эксплуатируемое здание не соответствует требованиям школьного помещения и должно быть переведено в новое здание, постройка и оборудование которого должно быть закончено не позднее 15 VIII 1950 года» (из выступления директора школы. Протокол заседания Кольцовского поссовета от 22 июня 1950 года. ГАСО. Ф. Р-2579. Оп. 1. Д. 3. Л. 8).

Однако к августу 1950 года новое здание школы так не построили и, видимо, поэтому в ноябре школьников временно разместили в недавно возведенном жилом доме. В ноябре 1953 года школа № 31 выпустила свой первый 7 класс.
Здание школы 1950-1953 годов. Сегодня в нём располагаются кафе и магазины. Адрес: ул. Ракетная, 1
Фото: Сергей Потеряев
Вопрос строительства специализированного здания продолжал регулярно подниматься директором школы О. И. Тимофеевой:

«Мало внимания уделяет школе и командования порта. Школа, которая построена, не приспособлена для занятий учащихся, дети уже стали слепыми…» (протокол заседания Кольцовского поссовета №8 от 16 июля 1951 г. ГАСО Ф р-2579. Оп.1. Д.3.Л.30 (оборот)).

Реализовать намеченное смогли в 1955 году, когда было введено в строй учебное здание, рассчитанное на 400 учащихся.
Проект № 222, член-корреспондент Академии архитектуры СССР А. П. Великанов и архитектор Н. М. Вавировский
В следующем, 1956 году, поселок Кольцово был переведен в подчинение Октябрьского райсполкома города Свердловска, и школа № 31 получила новый номер – «92».

К середине 1970-х годов перед руководством аэропорта вновь встал вопросы нехватки мест в школе, и в 1978 году на средства Свердловского объединенного авиаотряда коллективом СМУ № 8 была построена новая школа на 1100 мест, в которой юные жители Кольцово учатся и сегодня. Здание, возведенное на месте большого пустыря, часть которого использовалась в авиагородке под стадион, изначально предназначалось для учебно-тренировочного отряда:

«…Руководители, посмотрев, что школа уже все, она трещит по швам, не вмещает, на ходу приняли решение. Поддержал это тогда райком горкома, […] и начали перестраивать это здание насколько возможно было под школу, радости было…» (из интервью с жителем Кольцово В. В. Драгановой).
Здание школы с 1978 года
Фото: Сергей Потеряев
После того, как школа в 1978 году переехала, в прежнем здании разместился штаб Свердловского объединенного авиаотряда. В 1990-е годы, после разделения Свердловского авиапредприятия, эти помещения делили аэропорт Кольцово и авиакомпания «Уральские авиалинии», а сегодня здесь находится Управление и обслуживание воздушного транспорта аэропорта Кольцово.
Здание школы 1955-1978 годов. Адрес: ул. Спутников, 6
Фото: Сергей Потеряев
В новом здании школы, расположившемся по адресу Ракетная, 6, нашлось место и для музея, который вырос в целый музейный комплекс «Урал. Истоки. Люди». Сегодня он включает в себя три музея: музей «Русская изба», музей об истории школы и музей, посвященный 64-й морской стрелковой бригаде. Последний появился в школе по велению сверху. 64-я морская стрелковая Краснознаменная бригада никогда в Кольцово не была, ее сформировали в годы Великой Отечественной войны в городе Нижние Серьги Свердловской области и отправили на фронт, где она сражалась с 27 декабря 1941 по 17 июня 1942 года. Ученики школы № 92 провели большую собирательскую работу по истории бригады и создали музей, полный экспонатов и воспоминаний ветеранов.
Фрагмент музея «Русская изба»
Фото из музея школы № 92
Фрагмент экспозиции, посвященной 64-й морской бригаде
Фото из музея школы № 92
Макет первого здания школы № 92 (1943-1950), сделанный учениками и представленный в экспозиции об истории школы
Фото из музея школы № 92
Особое внимание в школе уделяли профессиональной подготовке старшеклассников. Свердловский объединенный авиаотряд организовывал обучение летным профессиям. С учетом того, что большинство детей работников Кольцово шли по стопам своих родителей, становились летчиками, борттехниками и инженерами, штурманами и бортпроводниками, школу № 92 действительно можно назвать «самой авиационной» школой в Екатеринбурге. Эта традиция сохранялась первое время и после распада СССР. Организацию дополнительных курсов и уроков брали на себя аэропорт Кольцово и авиакомпания «Уральские авиалинии». К сожалению, сегодня эта практика прекращена.
Планшет в экспозиции школьного музея с выпускниками школы, удостоенными различных государственных знаков отличия. Верхний ряд – выпускники-отличники «Аэрофлота»
С большой теплотой выпускники школы и их родители вспоминают директора Яну Францевну Звижинскую, которая руководила школой в непростые для страны 1990-е годы и в начале 2000-х. Она работала в тесном взаимодействии с аэропортом Кольцово и «Уральскими авиалиниями». Во многом благодаря ее труду школа оставалась центром поселковой жизни.
Директор школы Я. Ф. Звижинская
Фото из музея школы № 92
Вместе с новой школой, в конце 1970-х годов, в поселке был построен и новый Дом культуры со стадионом, однако массовые гуляния и мероприятия долгое время сохраняли прежнюю «прописку» - на старом стадионе, отданном теперь школе.

«Когда я училась в школе 92 [сер. 1990 - сер. 2000-х годов], еще в те времена елку на школьном стадионе ставили. Я помню, перед Новым годом на уроках посмотришь в окно, а там привозят фигуры ледовые. Тогда на средства аэропорта Кольцово и компании «Уральские авиалинии» полностью отстраивали большой снежный городок, елка красивая была» (из интервью с Екатериной Юрьевной Секисовой).

Особой традицией в Кольцово было собираться около елки в новогоднюю ночь. По воспоминаниям, Новый год встречали дома, а к 2 часам ночи, чтобы встретить Новый год по московскому времени и поздравить друг друга, жители поселка перемещались на школьный стадион.

«В Новый год – а у меня окна на стадион выходят – до 5 утра народ гудел. Все на этом стадионе… Сами устраивали там импровизированные представления, поздравления. У меня из мешков была юбка сшита, … парик у меня был, брат из-за границы привез, тогда еще никто такие парики не носил. Вот у меня такой костюм Бабки Ёжки был. А сейчас ничего такого нет…» (из интервью с местным жителем Риммой Семёновной Усовой).

Позже, по требованиям Управления образования для безопасности детей, стадион огородили забором, а елку стали устанавливать на стадионе около Дома культуры «Авиатор».

С тех пор, как поселок Кольцово вошел в число микрорайонов города Екатеринбурга (2004), число его жителей сильно выросло. Школе № 92 уже трудно вместить всех учащихся, и вновь руководством школы поднимается вопрос о строительстве нового здания.
Заведующая музеями Любовь Дмитриевна Левченко с учениками школы около выставки «Свердловский авиаотряд», реализованной Музеем истории Екатеринбурга и Музеем авиакомпании «Уральские авиалинии» в рамках проекта «Екатеринбург – город 7 районов»
Автор: Валерия Лепаловская