История: Старая Сортировка

Загадочный монумент

О памятнике в сквере имени Ватутина
Один из самых загадочных памятников Екатеринбурга находится на Старой Сортировке, в сквере имени Ватутина. До сих пор бытует несколько версий относительно происхождения скульптуры – как на просторах интернета, так и среди обитателей района. Самым распространенным, пожалуй, является мнение, что это памятник генералу армии Николаю Федоровичу Ватутину.
Фото: С. Потеряев. 2020
Советский военачальник, командовавший различными фронтами, умер в результате ранения в апреле 1944 года и посмертно награжден званием Героя Советского Союза. В его честь были названы улицы во многих городах Советского Союза, в том числе и в Свердловске. До начала 50-х годов эта улица в поселке станции Свердловск-Сортировочный носила имя другого известного полководца и советского деятеля К.Е. Ворошилова. На карте 1947 года еще присутствует улица Ворошилова, а в документах начала 1954 года уже фигурирует улица Ватутина. Одноименный сквер на перекрестке улиц Технической-Ватутина на карте 1958 года не обозначен и, скорей всего, начал оформляться уже в 60-70-е годы. Стоит ли удивляться, что безымянную скульптуру в сквере со временем также стали считать памятником Николаю Федоровичу. Накануне 9 мая к постаменту принято возлагать цветы, а одно время рядом с памятником помещалась фотография генерала. Но если мы обратимся к фотографиям Н.Ф. Ватутина, внешнего сходства со скульптурой не обнаружим. Необходимо учитывать и тот факт, что военачальник никак не был связан ни с Уралом, ни со Свердловском, ни с железной дорогой. Так что эта версия кажется маловероятной.
Н.Ф. Ватутин. Фото с сайта: https://sputnik-ossetia.ru
Другая версия гласит, что это памятник составителю поездов Василию Федоровичу Ручкину. Свыше 30 лет, начиная с 1947 года, проработал он на Сортировке кондуктором, сцепщиком вагонов, башмачником и, наконец, составителем поездов. В 1958 году он со своей бригадой совместил работу на двух маневровых участках, что позволило достичь большой экономии в людях, технике и средствах. За это в 1959 году ему присвоили звание Героя Социалистического труда. В газете «Гудок» писали даже, что монумент напоминает Василия Федоровича, но судить об этом трудно, так как в интернете удалось найти лишь одну фотографию уже пожилого Ручкина. Версия заслуживает внимания, но ведь станцию и поселок прославили и другие выдающиеся люди: рационализаторы, герои труда и почетные железнодорожники, такие как Трофим Хамов, Ананий Черепанов, Михаил Черепанов, Михаил Изюров. Почему же памятник установили именно составителю поездов? К тому же Василий Федорович родился в 1929 году и не воевал, а на груди персонажа мы видим орденские планки.

Часто скульптуру называют памятником почетному стрелочнику – возможно, потому, что фигура опирается на часть механизма, похожего на ручной стрелочный перевод. В интернете мне встречались также предположения о памятнике начальнику станции Свердловск-Сортировочный и даже курьезная версия о «почетном стрелке».

Однако давайте приглядимся к деталям: на персонаже однобортный китель с отложным воротничком, застегнутый на пять пуговиц, с двумя верхними прорезными карманами, на воротнике петлицы с тремя полосками, на левой стороне груди – орденская планка, на правой – значок, который трудно идентифицировать (как вариант – «отличному паровознику»).
На ногах – брюки на выпуск без лампас, на голове фуражка с небольшим козырьком и околышем, на согнутой в локте руке – предмет верхней одежды. На пуговицах, петлицах и околыше присутствует один и тот же отличительный знак железнодорожного транспорта – молоток и ключ. Все эти детали соответствуют описанию, данному в приложении к Постановлению Совета Министров СССР «О форменной одежде и знаках различия для личного состава железнодорожного транспорта», вышедшему 3 сентября 1955 года. Петлицы же с тремя полосками говорят нам о том, что перед нами машинист первого класса. Знак отличия на груди, если удастся его расшифровать, скорей всего подтвердит эту догадку.
Машинисты второй половины 50-первой половины 60-х годов.
Фото с сайта: http://scbist.com/oao-elteza/26627-s-dnyom-zheleznodorozhnika-13.html
К сожалению, опросы старожилов не дали ответа на вопрос, когда же в сквере появился сей монумент. Называли и 60-е, и 70-е, и 80-е. Возможно, это связано с тем, что сквер Ватутина долгое время находился в весьма запущенном состоянии, и памятник был едва заметен из-за окружающей буйной растительности. Тем не менее, мы знаем, что в 1963 году была принята новая форма для железнодорожников, значит, памятник должен был появиться не позднее этого нововведения. Рискну предположить, что какое-то время скульптура могла дислоцироваться на территории депо или одном из складов, а потом уже обрести свое постоянное место «прописки».

У локомотивного депо станции Свердловск-Сортировочный есть свой музей и ветеранская организация, председатель которой рассказала, что у памятника был прототип – один из лучших машинистов депо, фронтовик Николай Матвеевич Агапитов. Именно с него лепили эту скульптуру. Остались фотографии Николая Матвеевича, правда более позднего времени, где он постарше и форма уже другая.
Н.М. Агапитов. Фото: Т.В. Петрова. 1966. Из коллекции музея локомотивного депо станции Свердловск-Сортировочный
Наконец, жирную точку в споре о памятнике ставит маленькое, но емкое упоминание о нем в газете «Уральский рабочий» (1 февраля 1988). Один из читателей обратился в отдел строительства по «прямому проводу» с вопросом: «На старой Сортировке, в районе остановки «Почта» стоит безымянный памятник железнодорожнику. Хотелось бы знать, в чью память он установлен, кто автор»? И получил ответ: «Это не памятник, а парковая скульптура, элемент украшения, не больше». Вполне логично, что на Сортировке, где было большое локомотивное депо и даже «поселок машинистов», появилась скульптура, посвященная всем представителям этой уважаемой профессии. Кстати, парковых скульптур на Сортировке было несколько: судя по фотографиям и воспоминаниям, они стояли на проспекте Седова, улице Технической и в парке стадиона Локомотив.
Скульптура на проспекте Седова. Фото: Борис Балин. 1963
К сожалению, до наших дней дожил только машинист – спокойный, волевой, уверенный в себе и в будущем. Долгие годы скульптура выглядела неподобающим образом из-за отбитого носа и козырька фуражки. По версии Валерия Гончарова, это произошло в результате града 60-х годов, но вполне возможно, сказались последствия взрыва 1988 года. Однако совсем недавно, в сентябре этого, 2020 года, мне посчастливилось стать свидетелем долгожданного события: утраченные фрагменты были восстановлены! Ребята, занимавшиеся реставрацией, благосклонно позволили мне вскарабкаться по лестнице и сделать несколько кадров монумента крупным планом.
Реставрация памятника. Фото: Д. Киряев. Сентябрь 2020
Автор: Дмитрий Киряев