История: Уктус

Мосты Уктуса

Уктусский завод был основан на реке Уктус в 1704 году. Как и все уральские заводы, был разделен рекой на две части, так что практически все перемещения между берегами долгое время осуществлялись через плотину. Но заводской поселок Уктусского завода рос, развивалась транспортная инфраструктура Среднего Урала, поэтому на плане 1768 года мы видим уже два моста – один связывал два берега реки Уктус (в районе совр. улицы Щербакова), другой – Исети (в районе совр. улицы Молодогвардейцев). В 1856 году через реку Уктус строится каменный мост, который сохранился до нашего времени. Подробно о его строительстве можно прочесть в книге историка Н. С. Корепанова «Уктус – исток Екатеринбурга»: «Чертеж и смету готовил заводской архитектор Андрей Спиринг. Дело вообще оказалось непростым: «Предполагалось производить в то время, когда вода из Нижне-Исетского пруда будет выпущена, так что место, где будет строиться мост, должно бы осушиться. Но этот способ для осушки места оказывается неудобным. Выпуск воды из пруда на целое лето остановит и заводское действие на то же время. А необходимо употребить другое средство, а именно: сделать временную заимку сперва чрез половину реки, осушив место, возвести половину моста, потом обвести другую половину реки шпунтовыми сваями, а первую разобрать для протоку воды». Одновременно планировалось строительство мостов через речку Уктус в Елизавете. Наконец, осенью 1856 года строительство началось, а в июне 1857 года управитель Нижне-Исетского завода отрапортовал: «Устройство Уктусского моста по 28 июня окончено».
План Уктусского завода 1768 года. ГАСО
В 1895 году запускается железная дорога Екатеринбург-Челябинск. Уктус оказывается отрезан с северной и западной стороны от Екатеринбурга, что ограничивает рост села по этим направлениям. В XIX – первой половине XX века пересечение железнодорожной насыпи в направлении Уктуса особой проблемы не вызывало. Но уже после войны возникла потребность полного переобустройства всех важных инфраструктурных узлов в окрестностях Уктуса. В 1967 году производились работы по сооружению сразу нескольких мостов: через реку Патрушиху, Исеть, создавался новый путепровод через железнодорожную ветку. Эти события подробно освещались газетой «Вечерний Свердловск».

«Опущен шлагбаум у железнодорожного переезда, и по обе стороны дороги выстроились вереницы стоящих машин. Кому не знакома такая картина?

Простои городского транспорта обходятся недешево. Ученые подсчитали, что остановка грузовой машины только на одну минуту обходится государству в пять копеек. Сумма, казалось бы, не очень велика. Но это на первый взгляд – ведь только через один железнодорожный переезд по улице Белинского в стуки проходит почти восемь тысяч автомашин. По перспективным расчетам, к 1980 году интенсивность движения по улице Белинского может достигнуть 4000 автомашин в час. Увеличится количество поездов, пересекающих переезд. Значительно возрастет число троллейбусов, курсирующих между центром города и поселком Химмаш, а это, в свою очередь, выдвигает проблему обеспечения безопасности движения.

Проектным институтом Уралгипротранс оставлено проектное задание путепровода на улице Белинского (Челябинский тракт). О сложности решения этого транспортного узла говорит хотя бы тот факт, что автором проекта инженером В. В. Воробьевым были рассмотрены десять вариантов путепроводной развязки.

Путепровод проектируется в конце улиц Белинского, которая за железнодорожным переездом продолжается улицей Щербакова. Сюда же примыкают и улицы Смоленская, Межевая, Самолетная. Улица Белинского проектируется как магистраль общегородского значения с проезжей частью шириной 14 метров. А Самолетная будет реконструирована для грузового движения по большому городскому кольцу.
План реконструкции путепровода в конце ул. Белинского. «Вечерний Свердловск», 14 мая 1965 года
По проекту строительства жилого района на Уктусском аэродроме улица Смоленская также будет расширена и асфальтирована.

Транспортные потоки пойдут под железнодорожной линией. Путепровод запроектирован четырехпролетным, с балками из предварительно напряженного железобетона. Железнодорожное полотно поднимается на насыпь, и поэтому будет сооружен новый мост через Исеть. Существующий мост, построенный на каменных опорах еще в 1895 году, в период строительства железнодорожной линии Екатеринбург-Челябинск, будет разобран. Под новым мостом пройдут параллельно реке Исети автодорога и трамвайная линия.

Движение автотранспорта на пересекающихся направлениях проектируется в двух уровнях. Въезды на улицу Смоленскую и Самолетную задуманы оригинально – в «четверть клеверного листа» (так называется транспортная развязка с центральным островком в форме эллипса или круга, огибая который, автомашины одновременно преодолевают подъем).

В будущем намечается строительство еще одной автодороги на уровне железнодорожных путей и параллельно им. Эта дорога будет иметь мостовой переход над Исетью и путепровод над улицей Белинского. По ней предполагается пропустить трамвайную линию в новые микрорайоны.

Путепровод на улице Белинского будет стоить около 900 тысяч рублей. Однако предварительные подсчеты показали, что стоимость строительства окупится в течении трех-четырех лет. Исполком городского Совета рассмотрел и одобрил проектное задание, составленное Уралгипротрансом. Строительство путепровода начнется в 1966 году (В. Рабинович. У южных ворот города. «Вечерний Свердловск», 14 мая 1965).

«Строители-железнодорожники мостопоезда № 462 в районе Уктуса сооружают новый мост через речку Патрушиху. Нелегко пришлось бетонщикам из бригады Тамары Яковлевны Калашниковой и монтажникам, возглавляет которых Григорий Трофимович Карамиля, когда они делали основание моста. Но сейчас, выйдя «из воды», дела пошли намного лучше.

По плану мост должен быть готов в сентябре. А к Дню Строителя бетонщицы и монтажники дали слово полностью завершить сборку проезжей части его.

Каждый день бригада Т. Я. Калашниковой бетонирует одну балку длиной 24 метра, укладывая в металлический каркас по 18 кубометров бетона. Это позволяет организовать ритмичную работу на монтаже.

– Будет мост к сроку, – говорят строители-железнодорожники».

Будет мост к сроку («Вечерний Свердловск», 2 августа 1967 года).
«Уральский рабочий», 6 октября 1963 года
«Горожане, которые живут на Химмаше, в Нижне-Исетске и Уктусе, не раз, наверное, почувствовали, как много неприятностей доставляет им железнодорожный переезд, который находится в конце улиц Белинского, сразу же за Уктусским аэропортом.
Вид с железнодорожной насыпи будущего путепровода, 1965.
Фотографии В. М. Малькова
То и дело прерывается здесь троллейбусное сообщение. Пережидая, пока промчится очередной состав, в длинную вереницу выстраиваются автобусы, легковые автомобили, грузовики. Вчера свидетелями такой картины мы были не однажды.

Но, вероятно, заметили свердловчане и другое. Рядом с переездом развернуто сейчас большое строительство. По обе стороны автомагистрали высятся бетонные пролеты моста через реку Исеть, угадываются контуры будущего путепровода.

Четырнадцатиметровая полоса асфальтированного шоссе пока обрывается у края глубокого котлована. Скоро она плавно опустится под арки виадука. Двумя лентами, по семь метров каждая, пройдет автомобильная дорога под железнодорожным полотном. Односторонне движение даст водителям гарантию безопасности.

Словом, уже в этом году ни один автомобиль, следующий по Челябинскому тракту, не будет останавливаться перед закрытым шлагбаумом. А главное – улучшится троллейбусное сообщение между центром города, Уктусом и Химмашем: ведь многочисленные остановки у переезда ломают все графики, создают очереди на остановках.
Вид на будущий путепровод. «Вечерний Свердловск», 10 августа 1967
Но все это в будущем. А пока… Пока на стройке горячие дни. Прораба строительного участка №3 треста «Гордормостстрой» В. А. Гусева мы отыскали в котловане.

– Работы сейчас очень много, – говорит Валентин Афанасьевич. – Дожди спутали все планы. Грунт в котловане до сих пор приходится сушить, а ведь к тому времени, когда будут убирать старое железнодорожное полотно, у нас все должно быть готово. И шоссе, и опоры для троллейбусных проводов надо сделать в короткий срок.

Движение на этом отрезке тракта будет прервано всего на три недели (разумеется, для транспорта, кроме троллейбусов, подготовлен объезд), поэтому строители эти напряженные дни должны встретить во всеоружии.

В помощь дорожным рабочим переданы мотокатки, бульдозер, экскаватор, автогрейдер, асфальтоукладчик. На сооружении путепровода работают опытные механизаторы треста. Уже в конце августа, когда железнодорожные поезда пойдут над новым виадуком, всем им предстоит трудное испытание – надо будет пробить траншею в старой насыпи: на ее дно и ляжет шоссе.

Но работники треста «Гордормостстрой», который является генеральным подрядчиком, на этом большом строительстве выполняют лишь часть работ. Много дела здесь еще и у специалистов мостопоезда №462.

На мосту через Исеть необходимо уложить последний пролет. Кстати, балки для него уже получены. И скоро в районе работ появятся два мощных крана. С их помощью и будет ликвидирован последний просвет на пути железнодорожного полотна. Между прочим, отсыпку насыпи и укладку рельсов ведет механизированная колонна №28.

Работникам мостопоезда предстоит доделать и виадук: поставить перила, полностью подготовить путепровод и мост для других работ.

Этот рассказ нам хочется закончить словами управляющего трестом «Гордормостстрой» Н. И. Подтяжкина.

– Вообще-то окончание строительства нового моста виадука и путепровода у нас по плану намечено на конец года, – сказал он, – но мы хотим завершить здесь работы к юбилею Родины. И сейчас прикладываем к этому все усилия.

В 790 тысяч рублей обойдется государству этот объект, но оправдает он себя полностью. Новый участок магистрали будет и красивым, и удобным. Пассажирское сообщение с Химмашем сократится по времени. Не будет простаивать и грузовой автотранспорт (С. Пономарев. Мост, виадук, путепровод. «Вечерний Свердловск», 10 августа 1967).
Вид с построенного виадука. 1980. Фотография В. М. Малькова
Материал подготовил Евгений Бурденков