Микрорайон
ПИОНЕРСКИЙ
Исторический лонгрид
Микрорайон

ПИОНЕРСКИЙ

Исторический лонгрид
История того места, где позднее возник Пионерский поселок, началась с Березовского тракта, соединявшего Екатеринбургский завод и Березовские золотые прииски. Последние действовали с середины XVIII века. Сегодня Березовский тракт – это современная улица Блюхера и одновременно граница между двумя микрорайонами, Втузгородком и Пионерским.
Храм Казанской иконы Божией матери
Карта 1910 года
В 1821 году Екатеринбургская управа отвела участок под лютеранское (в просторечье – немецкое) кладбище площадью 4 900 кв. саженей. Кладбище было расположено в городском выгоне по левую сторону от дороги, ведущей на Березовский завод. В 1889 году церковный совет евангелистко-лютеранской церкви распорядился о расширении территории кладбища до ранее разрешенного, для чего пришлось рубить растущий на этом месте сосновый лес. В 1912 году в Екатеринбурге было зарегистрировано 912 лютеран, а в 1920 году в общине состояло уже 5 000 прихожан.

В 1890 году ксендзу Иосифу Вериго удалось добиться права на отдельный участок для католиков. В 1912 году в Екатеринбурге насчитывался 951 католик, в 1920-м – 2000. Лютеранское и католическое кладбище были огорожены забором красного кирпича с двумя воротами, между которыми помещался дом смотрителя. Особенно хороши были ворота с гранитными ступенями, кованные, с деталями из чугунного литья. На территории были проложены сосновая, березовая и сиреневая аллеи. Среди благотворителей кладбища можно выделить семью Э. Ф. Филитц.

Ворота Лютеранского кладбища
В 1846 году городская управа в ответ на просьбу нижних чинов из евреев Оренбургского линейного батальона разрешила организовать слева от немецкого еврейское кладбище. В 1889 году деревянная ограда была заменена на каменную и построено каменное здание. Все это было осуществлено на средства семьи Хотимских, о чём сообщала памятная табличка, установленная на воротах кладбища.

В начале ХХ века территория кладбища была прямоугольной формы и имела две перпендикулярные друг другу аллеи. Каменные ворота с Березовского тракта вели к белому каменному строению с крышей купольной формы, здание служило домом сторожа, в нем же совершались ритуальные действия. Из содержателей можно выделить фабриканта Перетца и торговца Кроля.
Храм Казанской иконы Божией матери
Еврейское кладбище. 1980-е годы
Фото Н. Боченин
В 1938 году в связи с закрытием Ивановского кладбища Горсовет решил производить захоронения на национальных кладбищах, в т.ч. еврейском и немецком. В частности, здесь были захоронены горщик Д. Зверев, архитекторы Г. А. Голубев, С. В. Домбровский,
Г. П. Валенков, Е. Н. Коротков, во время войны здесь хоронили бойцов Красной Армии, умерших от ран в госпиталях Свердловска. В октябре 1955 года еврейское и немецкое кладбища были закрыты, в 1974 году принято решение о разбивке на их территории парка Блюхера.
В начале 1980-х годов кладбища были окончательно уничтожены. В 1992 году восстановили один из памятников – памятник Даниле Звереву. К слову, годом ранее, в 1991 году, улица Ф. Голощекина была переименована в улицу имени Д. Зверева, а в 1995 году на жилом доме по ул. Блюхера, 65 была установлена мемориальная доска, также посвященная Даниле Кондратьевичу Звереву.
Парк Блюхера
Фото П. Шлыков
Памятник Даниле Звереву
Фото П. Шлыков
Северней Березовского тракта протекала речка Основинка – приток реки Мельковки. В настоящее время почти на всём своём протяжении она убрана в подземное русло. Первые упоминания о реке связаны с «золотой лихорадкой» в Екатеринбурге, когда золотодобытчики организовали на Основинке каскад плотин, создав на долгие годы городской топоним «Основинские прудки». Именно в них 1840 году служащий Монетного двора утопил первый в Екатеринбурге велосипед.
Добыча золота на реке продолжался до середины прошлого века, но уже одиночными хитниками. В 1930, 1940 и 1945 годах прорабатывались планы облагородить реку и организовать зону отдыха в пойме реки Основинке, но они так и не воплотились в жизнь. В 1975 году реку убрали в подземный коллектор. Открытое русло можно увидеть сейчас только за Основинским парком. Именно Основинка долгое время была административной границей Нового Посёлка, а затем и Кировского района.
Храм Казанской иконы Божией матери
Карта 1947 года. Здесь отмечена граница между Кировским и Куйбышевским районом,
проходящая по реке Основинке

На левом берегу Основинки уже в XX веке сформировался Основинский парк. Территория нынешнего Пионерского еще 100 лет назад представляла собой сосновый массив, который начали вырубать по мере заселения района.
В начале ХХ века лес, окружавший Основинские прудки, облюбовали лыжники и революционеры: первые совершали там променады, вторые – проводили митинги и маевки.
В первые годы советской власти парк служил одним из доступных мест отдыха горожан, рассматривался даже вариант размещения здесь зоопарка. Проект «Большого Свердловска» в 1930 году предусматривал организацию парка по обе стороны реки Основинки на площади 186 га. В 1940 году Горсовет принимает план обустройства на этом же месте парка, но на площади 50 га. Во время войны здесь располагались частные огороды, коллективный сад «Учитель» и площадка для дрессировки служебных собак ДОССАФ.

Вход в Основинский парк. 2019
Фото П. Шлыков
Только во второй половине 50-х на улице Основинской был организован городской питомник Общества садоводов им. Мичурина и началось планомерное высаживание деревьев. На сегодняшний день самые распространенные деревья в парке – ясень (37%), тополь (16%) и яблони (7%). В 1958 году территорию парка со всех сторон застраивают жилыми кварталами, сокращая его до 15 га. В 1969 году федерация авиамоделизма РСФСР и СО ДОСАФ построили здесь первый в Свердловске кордодром (площадку диаметром 50 м, покрытую асфальтом и огражденную сеткой высотой до 6 м.) для запуска авиамоделей. В 2006 году на его месте был выстроен ТЦ «Парк-Хаус», самый крупный на тот момент торгово-развлекательный центр в Екатеринбурге.
В начале 1924 года Горсовет решает присоединить к городу Екатеринбургу территорию к востоку от железной дороги, севернее Березовского тракта. В этом же году на плане участка появляются новые улицы: Екатеринбургская, Строителей, имени 15 Июля и Советская.
В 1924 году близ Основинских прудков под нужды жилищного кооператива работников Пермской (ныне Свердловской) железной дороги «Пионер» отводится земельный участок, где появились соответствующие улицы: Железнодорожников, Смазчиков, Сцепщиков, Кондукторов, Кочегаров. За первые три года своего существования жилищно-строительный кооператив работников Пермской железной дороги выстроил 50 домов, в основном это были дома на двух-трёх хозяев. В 1927 году ЖК Пионер построил первый двухэтажный бревенчатый жилой дом в квартале Омская – Сулимова – Уральская – Кондукторская.
В последующие годы в квартале выросли еще восемь домов. Последним в 1940 году был построен дом на ул. Уральской, 25: двухподъездный, на 8 квартир, с печным отоплением, но электрифицированный. В каждой квартире – тёплый санузел (в первых домах туалет был общий, на улице, и лишь позже жильцы обустраивали себе туалеты в кладовках, смежных с кухней). Именно благодаря кооперативу «Пионер» в последующем весь микрорайон, который сформируется в начале 1960-х годов, будет называться Пионерским. В настоящее время эти дома сносятся под строительство ЖК «Основа».
Уральская, 23. Один из сохранившихся домов кооператива «Пионер»
Фото П. Шлыков
Уральская, 25
Фото П. Шлыков

Иллюстрация из газеты «Уральский рабочий». 22 июля 1928
В 1925 году район застройки получил название «Новый Посёлок». На Березовском тракте было выделено 100 участков, в том числе жилищному кооперативу «Горняк», железнодорожникам и индивидуальным застройщикам. Спрос на участки для застройки превышал возможности. Преимущество стали получать коллективные заявки и участки на двух хозяев. Активно застраивался ЖК «Пионер» – 27 домов. В квартале улиц Уральской – Советской – пер. Парковый – Блюхера сохранились три дома из первоначальной застройки Нового посёлка. Это частные одноэтажные рубленые дома с небольшими земельными участками.
Дом по ул. Милицейской, 51 (1928 г.п.) – образец типичной уральской деревенской застройки, с единственным отличием: в городе было запрещено строить частные бани. Два других дома построены на двух хозяев. Дом по ул. Омской, 21 (1929 г.), со временем лишившийся второй «половины», от собрата на ул. Милицейской, 53 (1934 г.) отличается высоким фундаментом, сложным оконным переплётом и вальмовой крышей.
Половина дома на улице Омской, 21. 2020
Фото С. Потеряев
Дом на улице Милицейской, 51. 2020
Фото С. Потеряев
В июне 1928 года Горсовет принял решение об организации на территории города военных городков с обязательным выселением с их территории частных граждан. Военгородок № 11 был организован на Березовском тракте, от пер. Паркового (бывшая ул. 4-ая Лесная) до ул. Д. Зверева (бывшая ул. Опорная). Только в 1962 году жилая часть военгородка формально была передана Горсовету. Тогда же на карте появились переулки Ружейные – до этого использовалась только нумерация зданий. В/часть № 3170 (автобат) прекратила своё существование в ХХI веке, оставив лишь четырёхэтажное здание бывших казарм, где ныне располагается военная полиция.
Храм Казанской иконы Божией матери
Территория военного городка на 1947 год
В конце 1970-х годов по новой красной линии улицы Блюхера возвели т.н. «китайскую стену» - дома №№ 51, 57. На первом этаже в пристроенных помещениях разместились: молочная кухня, книжный магазин, овощной и булочная, сберкасса и почтовое отделение. В августе 1982 года начато строительство двух подземных гаражей, в 1984 году открыт Окружной универмаг. Здесь же в 1984 году появилась первая телефонная станция – АТС41, рассчитанная на 5000 абонентов (ул. Блюхера, 57а). В 1994 году пущена первая на Урале электронная АТС SI2000 на 10 000 абонентов (ул. Блюхера, 53а). На сегодняшний день территория автобата застраивается ЖК «Цветной бульвар».
«Китайская стена», ул. Блюхера, 51-57. 2020
Фото С. Потеряев
Единственное сохранившееся здание военного городка.
Ул. Блюхера, 63
Фото П. Шлыков
В 1930-е к северу от Березовского тракта, между современными улицами Д. Зверева и Раевского, располагались Берёзовские бараки. У этих зданий были разные владельцы: барак №1 – завод Металлист; №17 – хлебозавод; №17а – стройтрест и т.д. Согласно свидетельствам «Уральского рабочего», в 1950-е годы здесь царила разруха: обваливалась штукатурка, в комнатах были свалены груды дров, везде захламленность и антисанитария... В Березовских бараках не было ни клуба, ни красного уголка, нет даже аптеки, и жители вынуждены были ходить «в город». Врачебный пункт, который находился в Березовских бараках, обслуживал также жителей Ново-Шарташского посёлка и Бархотки.
Храм Казанской иконы Божией матери
Березовские бараки. 1950-е годы
ГАСО
Полностью бараки были снесены только в 1964-1968 гг. На этом месте трестом «Свердловскгражданстрой» строится небольшой микрорайон. На первых этажах пятиэтажек, выходящих на тракт, были предусмотрены встроенные помещения гастронома, ателье и магазина одежды (позднее «Детский мир»). Именно в этом квартале была заложена идея «новой городской магистрали». Жилые дома были отнесены от существующей дороги на 50 метров, и вероятно, в дальнейшем планировалось расширение дороги с разделением по полосам. Внутриквартальная застройка включала школу, детские сады и ясли. Это был амбициозный план Горсовета – на площади 10 гектар выстроить 20 000 кв. м жилья, причем план был перевыполнен в два раза.
В сентябре 1968 года открыл свои двери специализированный магазин № 30 Текстильшвейобувьторг по адресу Блюхера, 75 (директор Валерий Алексеевич Хромов). Площадь торгового зала 600 кв.м., 26 продавцов, три торговых зала (одежда, обувь, ткани). Через месяц начало работать трикотажное производственное ателье на ул. Блюхера 67/1 на площади 600 кв.м. где было установлено оборудование из ранее действовавших ателье. В освободившихся помещениях организовали приемные пункты. В январе 1969 года открылся Гастроном № 21 на ул. Блюхера 71/1 (застройщик – СУ 26 «Свердловскпромстрой»), в нём – 6 шахтных лифтов, линия для подвозки товаров, аммиачная установка на 5 холодильных камер и 16 прилавков, 10 холодильников.
Храм Казанской иконы Божией матери
Фотография микрорайона на месте Березовских бараков. «Вечерний Свердловск», 10 октября 1968
Комплекс зданий по ул. Блюхера, 3 и 5А (до 1965 года числились под общим номером – «1») – единственный памятник истории и культуры в Пионерском микрорайоне. Решением от 18 февраля 1991 года здание, в котором в 1943 году располагался штаб 61-й Гвардейской Свердловско-Львовской танковой бригады, было признано памятником истории местного значения. Построено
по проекту архитектора Н. И. Жеманова в 1934 году для Свердловского института инженеров коммунального строительства (СИИКС). В нём готовили инженеров по специальностям: организация строительных работ; водоснабжение и канализация; городские пути сообщения.
В этом же здании обосновалась научно-исследовательская лаборатория по борьбе с домовыми грибами – актуальная в ту пору проблема для города, где основным строительным материалом оставалось дерево. В мае 1936 года состоялся первый выпуск молодых инженеров-строителей. Из 103 человек 17 защитили свои дипломные работы с оценкой «отлично». Один из самых известных выпускников – А. И. Вилесов, в дальнейшем – председатель правления Свердловского отделения Союза Архитекторов, зам. Главного архитектора Свердловска. С этого года институт начинает подготовку мастеров (десятников) для коммунального и жилищного строительства. В августе 1937 года институт был присоединен к строительному факультету Казанского политехнического института, куда убыло 52 студента. После отъезда здание было занято физико-математическим факультетом Педагогического института.
О дальнейшей судьбе здания мы можем судить из постановления облисполкома №31 от 03.03.1943: «Разместить танковую бригаду и резерв танкового корпуса в помещениях бывшей обсервационного пункта по Березовскому тракту. Начальнику Военно-воздушной академии им. Жуковского генерал-майору тов. Соколову-Соколенок к 5 марта с.г. полностью освободить указанные помещения, переместив хоз. роту и музыкальный взвод на площади, закрепленные за Академией». В марте 1943 года в здании разместился штаб танковой дивизии Уральского добровольческого танкового корпуса (УДТК), который отправился на фронт в мае 1943 года. С 1945 года в здании размещается ремесленное училище №23, которое готовит слесарей и механиков для городского хозяйства. В 1954 году сюда переезжает Свердловское художественно-ремесленное училище №42, основанное в 1945 году и готовящее столяров–краснодеревщиков, огранщиков самоцветных камней, ювелиров–монтировщиков, резчиков и огранщиков камней, альфрейщиков (интерьерная роспись). Сегодня это профессиональное училище «Рифей», учебные площади которого расположены в Чкаловском районе. В сентябре 1966 на стене училища была установлена памятная доска, в память о том, что в этом здании формировался УДТК (в настоящее время доска находится в байк-клубе «Черные Ножи»). Силами учащихся художественного училища на развилке улиц Первомайской и Блюхера был создан детский городок, являвшимся украшением района. В 1971 году здание училища получило свой нынешний адрес: «улица Блюхера, дом 5 литер А».
Храм Казанской иконы Божией матери
Бывшее здание Свердловского института инженеров коммунального строительства. 2020
Фото С. Потеряев
В бывших мастерских ремесленного училища (ул. Блюхера, 3) в 1960 году начала работу Свердловская фабрика пластмасс. Не стоит путать ее с промышленным гигантом – Свердловским заводом пластмасс на пр. Космонавтов.
Фабрика занималась выпуском простейшего ширпотреба для населения – пуговиц и чернильных ручек, изготавливала всевозможные изделия из пластмасс из сырья заказчика. Производство было «кустарное», даже отверстия в пуговицах сверлились каждое отдельно. Информация о фабрике «пропадает» в 1965 году.
Храм Казанской иконы Божией матери
Здание бывших мастерских ремесленного училища и Свердловской фабрики пластмасс. 2020
Фото П. Шлыков
Еще одно капитальное довоенное здание было построено рядом с домами кооператива «Пионер» на пересечении Уральской – Кондукторской – Омской. Это Завод метизных изделий железной дороги им. Л.М.Кагановича, или «Гвоздарня», как его звали железнодорожники, – первое промышленное предприятие на территории Нового Посёлка. В 1940 году для его работников строится 2-этажный дом по ул. Чекистов. В марте 1941 года завод готовился к «расширению»: ему уже выделили земельный участок 1,2 га на Уральской – Маяковского, но этим планам помешала война. После войны у завода меняется имя: отныне он – Механический завод МПС.
В 1963 году последовало очередное переименование в Опытный завод ВНИИ железнодорожного транспорта и новая продукция: грейферные захваты, крышки букс. В эксплуатацию вступает радиоэлектронный цех, на котором изготавливают пульт управления для испытательного стенда Турбомоторного завода. На заводе (с момента основания) трудятся рабочие династии Возчиковы и Перминовы. В 90-е гг. завод акционируется и полностью переходит на производство КИП для железной дороги. Именно из-за этого завода «остановилось» расширение улицы Уральской.
Храм Казанской иконы Божией матери
Здание бывшего завода метизных изделий. 2020
Фото С. Потеряев
С послевоенным строительством на территории Пионерского поселка связано возведение первых экспериментальных двухэтажных крупнопанельных домов.
В 1944 году острый дефицит жилья подтолкнул Наркомат электростанций к использованию сборных железобетонных конструкций. До этого в городе возводились только опытные дома на ул. Генеральской и ул. Сакко и Ванцетти. Березовский завод строительных конструкций по проекту Г. И. Потапова, Г. Г. Ростковской, Овчинникова М.Н., Коваленко А.Ф. и В. Д. Соколова начал производство крупноразмерных панелей для домостроения. Один из первых многоквартирных домов был возведен в Новом посёлке на ул. Июльской. Такие же дома строились в на ул. Электриков и Энергостроителей, а также в городах Березовском и Среднеуральске.
Первый свердловский троллейбус
Крупнопанельное здание по Июльской, 23
Фото Е. Бурденков
Первый свердловский троллейбус
Радиорелейная башня. 2020
Фото С. Потеряев
После войны на территории Пионерского поселка формируется крупный городской центр связи. В начале 60-х годов принято решение о постройке по всей стране сети линий для передачи телевизионного и радиосигналов (электросвязь) на дальние расстояния. Предусматривалось строительство 100-метровых матч через каждые 50-70 км. В 1959 году начали строительство оконечной станции – 11-этажной железобетонной башни
(современный адрес ул. Блюхера, 7а). Высота её составляет 114 метров, толщина стен от 15 до 40 см. На первых этажах подсобные помещения, на трёх последующих – 15 метровые лестницы, остальные пять этажей занимает оборудование. В проекте предусматривался скоростной лифт. В 1963 году была открыта радиорелейная линия на Москву, появилась первая автоматическая междугородняя связь – без участия телефонисток.
В апреле 1965 года Свердловская междугородняя телефонная станция (МГТС) переезжает из Дома Связи в здание на ул. Блюхера, 11. В 1975 году рядом строится новое семиэтажное здание МГТС по индивидуальному проекту московского института «Гипросвязь». Оснащается здание шведской фирмой «Эриксон», с её пуском Свердловская область полностью переходит на автоматическую связь, позволяющую производить 200 000 соединений в день. Всю эту технику обслуживает всего 20-30 человек. В 1981 году Свердловский телеграф переехал на пер. Асбестовский, 4. Там была установлена новая югославская станция «Никола Тесла» для передачи текстовых сообщений. Сейчас весь комплекс зданий принадлежит Ростелекому. Также с этим комплексом на ул. Блюхера связаны два старейших оператора сотовой связи в Екатеринбурге – ЗАО Уралвестком (NMT450), который начал обслуживать абонентов в 1995 году, и ЗАО Уралтел (GSM900).
Первый свердловский троллейбус
Здание Свердловской междугородней
телефонной станции. 2019
Фото П. Шлыков
Развитие Пионерского поселка в 1950-1960-х гг. связано со строительством мебельной фабрики «Авангард». До войны в Свердловске действовали три мебельных производства, на которых преобладал ручной труд. В 1946 году горсовет выделил тресту «Свердловскдрев» участок в 8 га в Новошарташском поселке для строительства современного мебельного комбината.
Первая очередь была пущена только в конце 1958 года. Уже в первый год под руководством директора Василия Ивановича Королёва было выпущено продукции на 1,4 млн. рублей. В 1964 году постановлением совнархоза проведено укрупнение: на базе мебельного комбината и трёх мебельных фабрик создана мебельная фабрика «Авангард», директором назначен Евгений Петрович Соловьев. Под его руководством «Авангард» не только продолжает расширять производство и ассортимент продукции, но и активно занимается жилищным строительством – возникает новый благоустроенный жилой район, для детей создается клуб, хоккейный корт и пионерский лагерь в пос. Билимбай.
При фабрике открывается профильное ГПТУ №79, Свердловское НИИ по переработке древесины и Областное правление ВНТО бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Продукции фабрики присваивается государственный «Знак качества». Именно мебелью с «Авангарда» обставляются тысячи новых типовых квартир Свердловска. Прекращение массового строительства было одной из причин закрытия мебельной фабрики, теперь на её территории расположены десятки различных складов и офисов. Имя «Авангард» сохранилось в названии хоккейного клуба и остановки автобусов.

Храм Казанской иконы Божией матери
Бывшее здание заводоуправления фабрики «Авангард»
Фото П. Шлыков
Первый свердловский троллейбус
Застройка квартала «Б» пятиэтажными крупнопанельными домами. Конец 1960-х гг.
ГАСО
В конце 60-х гг. территория старого Пионерского поселка была выбрана для проведения «реновации» жилищного строительства. Именно здесь было решено провести замену частного сектора многоквартирными домами с быстрым сроком возведения – крупнопанельными домами. В 1968 году было предложено два проекта застройки – институтом «Свердловскгражданпроект» и УралТЭП. Именно вторая организация готовила рабочие проекты для Свердловского домостроительного комбината. В 1968 году были построены 17 пятиэтажных домов типовой серии 1-468 общей площадью 78 000 кв.м.; в 1969 году – 19 пятиэтажек – 86400 кв.м. жилья; в 1970 году – еще четыре пятиэтажки и три девятиэтажки типовой серии 1-447с – 49 000 кв.м. Таким образом к кон. 1960 – нач. 1970-х почти полностью были застроены кварталы А, Б и В, входящие в периметр улиц Блюхера – Уральская – Смазчиков – Солнечная. В 1970-1980-е годы в основном силами СМУ-3 стала застраиваться правая сторона ул. Уральской для рабочих завода №333.
Последним важным пунктом советского периода развития Пионерского поселка стало открытие лицейских классов для старшеклассников на базе школы-интерната №19 1 сентября 1989 года. Это была третья в СССР физматшкола при университете (в данном случае – Уральском государственном университете им. А. М. Горького) после Московского и Новосибирского университетов. На Урале создали школу с углубленным изучением не только физики и математики, но и гуманитарных предметов. С мая 2011 года СУНЦ находится в составе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
Первый свердловский троллейбус
Здание СУНЦ УрФУ. 2020
Фото. П. Шлыков
Также мы проводим экскурсии по Пионерскому поселку, следите за обновлениями тут.
Автор лонгрида
Петр Шлыков
Автор современных фото
Сергей Потеряев
Петр Шлыков

Использование и копирование материалов без разрешения редакции запрещено