История: Старая Сортировка
История: Старая Сортировка

ЧП союзного масштаба

Медийный резонанс вокруг взрыва на Сортировке. Часть 2
В первые часы после взрыва вблизи эпицентра. Фото с сайта Е1
О техногенной катастрофе, произошедшей в Свердловске 4 октября 1988 года, писала не только местная, но и центральная пресса.

Первой это сделала газета «Известия» в тот же день, 4 октября. Автор А. Пашков начал свою статью «Взрыв на станции» со страшной и выразительной картины: «Людмила Чепурыга была буквально сброшена с постели мощным взрывом. Испугано закричали дети. Стены рухнули, в двух сотнях метров поодаль к небу поднимался черный столб дыма… Люди выскакивали из домов и не узнавали улиц: поваленные деревья, рухнувшие электроопоры, груды дымящегося кирпича мешали двигаться, ориентироваться в пространстве. Сотни людей в мгновение остались без крыши над головой». В статье кратко описывается трагическая цепочка событий. Диспетчер Т. Хамова допустила грубейшую ошибку, дав команду расцепить состав до прихода маневрового локомотива. Машинисту В. Пименову удалось его догнать, но было слишком поздно. Третий путь пересекался с шестым, по которому, как назло, шел угольный эшелон, и вагоны со взрывчаткой врезались прямо в него. Колоссальный взрыв оставил после себя воронку до 10 метров, загорелся склад горюче-смазочных материалов, одна из цистерн которого тоже взорвалась. Двое рабочих погибли при взрыве, а двое скончались в больнице, 87 человек были госпитализированы. Отмечалось, что члены поездных бригад невредимы, а Хамова – в больнице. Приводились также сильно преуменьшенные цифры разрушений: 12 жилых домов и 8 строений разрушено, 14 зданий сильно повреждены. В статье собственного корреспондента «Известий» присутствовал и эмоционально-назидательный оттенок. Автор делает отсылку к тому, что это уже не первая катастрофа на ж.д. транспорте («объяснения становятся стандартными, как, впрочем, и сами ситуации»), уверен в виновности не стихийных сил, а людей (как непосредственных участников, так и их руководства), и призывает «не тиражировать разгильдяйство и расхлябанность».
Газета «Известия», 5 октября 1988
Главная газета СССР «Правда» отреагировала на событие 5 октября кратким сообщением о времени и месте взрыва, погибших, раненых (250 человек обратилось, по её сведениям, за медицинской помощью) и такими же заниженными цифрами по разрушенным домам, что и в «Известиях». Отмечалось, что поезда идут по обходным путям станции. Заканчивалась заметка так же, как и большинство ей подобных официальных сообщений в других газетах, информацией о том, что «работает государственная комиссия во главе с заместителем Председателем Совета Министров РСФСР О.И. Лобовым».

Через два дня в газете была напечатана гораздо более информативная статья сотрудника общественной приемной «Правды» Н. Митчина «Дождались взрыва». Из неё мы можем почерпнуть следующие интересные детали:
- В первой же утренней передаче местное радио сообщило о взрыве двух вагонов и пожаре на складе горюче-смазочных.
- Более 90 человек были госпитализированы, 512 получили медпомощь, боле 600 семей остались без крова.
- Сортировка являлась на тот момент крупнейшей в стране и в Европе сортировочной станцией.
- Начальник дороги В. Скворцов ответил, что трагедия произошла «из-за разгильдяйства».
- В расторможенном по указанию Хамовой составе было 56 вагонов (в голове – два вагона с взрывчаткой).
- Семьи, лишившиеся крова, начали заселять новые многоэтажки на «Синих камнях», «около тысячи человек временно размещены в гостиницах города, для них организовано бесплатное питание».

Также в статье упоминалось о благородстве, милосердии и сострадании свердловчан, многие из которых бесплатно сдавали кровь и переводили деньги на специальный счет фонда помощи. Наконец, наряду с поверхностной причиной трагедии, приводилась и более глубинная, обнажающая слабые места «системы» с перспективой новых чп: «На протяжении многих лет она (станция) работает с крайним перегрузом, значительно перекрывая пропускную способность…Маневровые диспетчеры не скрывают, что если они будут работать, строго придерживаясь правил и требований техники безопасности, то просто не в состоянии будут выполнять те показатели, которые сегодня установлены планом… Огромное предприятие не имеет даже санитарно-бытовых помещений, людям негде пообедать, отдохнуть в перерыв, снять напряжение. Отсюда высокая текучесть кадров, низкая квалификация многих работников».

В газете «Социалистическая индустрия» 5 октября вышла статья «Взрыв на станции» собкора В. Семенова, который выехал на место происшествия вскоре после аварии. По пути он видел длинный шлейф черного дыма, многочисленные окна без стекол в Заречном, милицейские посты ближе к станции. На самой Сортировке жители выносили узлы с вещами из двухэтажных деревянных домов с обвалившимися стенами. Пожарные бесстрашно лезли в огонь, туша резервуары с дизельным топливом. На месте пересечения третьего и шестого путей – воронка шириной 60 и глубиной до 10 метров. Семенов, пожалуй, основательнее других корреспондентов постарался по свежим следам восстановить ход событий, предшествовавших трагедии, с опросом основных участников (кроме Т. Хамовой, которую увезли в больницу). Приведем рассказ машиниста А. Корщикова, работавшего в ту ночь. «Диспетчер Хамова закричала: «Машинист на третьем, вы прицепились?». Тот ответил, что не было команды. Тогда Хамова сказала, что поезд раскрепили, он покатился – надо быстрее прицепляться. Пименов ответил: «Я прицепился, стараюсь удержать». В это время машинист Беляев кричал диспетчеру, чтобы остановили транзитный поезд, который отправился с шестого пути». Таким образом, у читателей вырисовывалась более-менее ясная картина происшествия, однако торопиться с окончательными выводами было рано. Недаром статья заканчивалась словами «Начато расследование причин аварии».
Газета «Социалистическая индустрия», 7 октября 1988
Материал подготовил Дмитрий Киряев