История: Эльмаш

Дворец на проспекте Космонавтов

По материалам городских изданий
Здание на проспекте Космонавтов, 23 было построено в 1968 году и с этого времени сменило не одно название: Дворец культуры Свердловского машиностроительного завода им. Калинина, Дворец культуры им. М. В. Лаврова и наконец Уральский центр народного искусства. Это уникальное сооружение готовили к открытию к 50-летию советской власти, однако уложиться в намеченные сроки не удалось. Регулярные отчеты о ходе стройки публиковались на страницах городских газет – «Уральского рабочего» и «Вечернего Свердловска».

11 мая 1964 года в «Вечернем Свердловске» появляется небольшая заметка о том, что «на углу проспекта Космонавтов и улицы Машиностроителей решено возвести рабочий клуб. Для него отведен участок площадью в 2,5 гектара. В клубе будет зрительный зал на 800 мест» [1]. Кто будет вести стройку и для кого – не уточняется. И неудивительно, ведь заказчик – Свердловский машиностроительный завод им. Калинина, производивший ракеты для систем ПВО. Упоминания о нем, как и о заводах №333, №79 или НПО Автоматики, были крайне редки. Но именно начиная с 1964 года ситуация начинает меняться.

Следующее сообщение в "Вечерке" датировано 23 января 1965 года: внимательный читатель в письме в редакцию пытается выяснить подробности ведущейся стройки. Ему отвечает главный архитектор проекта Петр Дмитриевич Деминцев: «Дом культуры на 800 мест сооружается в северной части бывшего коллективного сада в треугольнике, ограниченном проспектом Космонавтов, улицами Машиностроителей и Кузнецова.

Теперь о самом Доме Культуры. Он напоминает опрокинутую букву «П», Своим главным фасадом здание ориентировано на север с небольшим поворотом в сторону проспекта Космонавтов.
Поскольку рельеф местности имеет уклон, здание ставится на террасу. Подпорные стенки этой площадки отделываются необработанным гранитным камнем. Это своеобразная дань уральскому колориту и архитектуре.
Сверху терраса покрывается железобетонными плитами. Вот на этой площадке и будет возвышаться здание. Подход к его главному входу подчеркивают широкие тротуары и цветники.

Теперь совершим воображаемое путешествие по этажам. Через главный вход попадаем в вестибюль. Его стены отделены цветной глазированной крупноразмерной плиткой. Пол украшен мозаикой.

А вот и зрительный зал на 800 мест. Интерьер его облицован древесно-стружечными плитками естественного цвета, расположенными в шахматном порядке. Здесь же на первом этаже, уютные кулуары зала, технический кабинет, библиотека, помещения для кружковой работы, буфет.

Теперь поднимемся на второй этаж. Здесь вместительный спортивный зал, аудитория, где могут послушать лекцию более 200 человек. На третьем этаже – репетиционный зал, костюмерные и артистические комнаты, изостудия.

Что касается оформления, то оно будет выдержано в современном стиле. Хороший подарок получат трудящиеся Орджоникидзевского района» [2].
Проект ДК Лаврова. "Вечерний Свердловск", 23 января 1965
Впрочем, первоначальный проект в скором времени будет исправлен – постарается директор ЗиКа Михаил Васильевич Лавров. Чтобы новый ДК был более вместителен и удобен для посетителей, смета на оборудование будущего дворца будет превышена, за что Михаил Васильевич, в свою очередь, получит несколько выговоров по партийной линии.
К концу 1965 года коробка здания практически возведена: «У трехэтажного здания из желтого облицовочного кирпича – журавли-краны. Сюда в это утро спешат строители. Это здание – районный Дворец культуры. Мастер стройки Анатолий Иванович Мохов говорит:

– Подводим здание под крышу. Внутри делаем перегородки. Сейчас работает бригада каменщиков Павла Андреевича Загороднова. Дворец должен быть хорошим. Художники начали делать мозаику из Уральских камней». Художники – это Д. И. Лепихин, Б. Г. Зуев и Н. П. Логвиненко. Они в это время вели подготовительные работы у себя в мастерских. Так они описали, как будет выглядеть архитектурные украшения нового ДК: «Дворец «лицом» повернут к гостям, въезжающим в город со стороны Нижнего Тагила. Фасад здания украсит панно из камня, символизирующее искусство. А на стене, которая хорошо просматривается с проспекта от кинотеатра «Заря», появится цветная мозаика. Это будет большая картина из уральских камней – яшмы, гранита, мрамора, символизирующая выход советского человека в космос». Помимо этого планируется «построить небольшой парк за Дворцом культуры с площадками для отдыха, спортивными аттракционами» [3].
Художник Д. Лепихин и Н. Логвиненко у эскиза мозаики для одной из стен дворца.
Фото В. Каушанова. "Вечерний Свердловск", 8 декабря 1965
В следующем году заметок о строительстве ДК не выходило. К апрелю 1967 года здание практически построено: «В прорабской строящегося Дворца культуры завода имени Калинина по-весеннему шумно. Беспрерывно звонит телефон, то и дело заходят мастера, бригадиры. Поговорив с очередным посетителем, начальник участка Г. В. Добротин снова берет телефонную трубку… Напротив за чертежами – главный инженер окса завода Л. И. Круглов. Перед ним – пухлая папка: «Ведомость окончания строительно-монтажных работ».

– Видите, – показывает Леонид Иванович на заштрихованные кружочки. – Это означает, что работа сделан. Сейчас штукатурим, устанавливаем столярные изделия, настилаем полы…

– А впрочем, – предлагает он, – пройдемся по этажам, посмотрим своими глазами.

…Сцена. Возле подвешенной на тросах металлической конструкции хлопочут рабочие одного из цехов завода. Они пришли на помощь строителям. Руководит ими инженер-конструктор В. К. Карасев. Из разговора с ним выясняется, что сцена будет вращающейся, оснащенной новейшими техническими средствами.

Рядом, в главном зрительном зале, опоясанном со все сторон лесами, трудится бригада В. Васильева. Первоначально зал был рассчитан на 800 мест. В проект внесли изменение, и теперь в зале сможет разместится тысяча человек..
Внутреннему оформлению Дворца строители придают особое значение. Привлекают внимание двери и окна, материалом для которых служат ясень и дуб. Комнаты, предназначенные для детских игр, буду отделываться декоративной шпаклевкой. Эта ювелирная работа поручена штукатурам, возглавляемым В. Васильевым. В прошлом году бригадир вместе с группой отделочников специально ездил в Первоуральск – на строительство Дворца культуры, чтобы овладеть там «секретом» отделки.
Главный инженер «окса» Л. И. Круглов и начальник участка Г. В. Добротин, вызвавшиеся быть моими «гидами», показывают, какими станут интерьеры Дворца, рассказывают о трудностях, с которыми приходится сталкиваться строителям.

– Здесь главный вход, – поясняют они. – Перед ним выложим эстакаду из бетонных плит и шлифованного гранита. А видите, какая облицовка здания? Несколько необычен рисунок кладки, расшивка швов. Сразу чувствуется опытная, умелая рука.

Это почерк бригады каменщиков Павла Загороднева. Такая кладка пока еще нигде в городе не применяется. Этому искусству бригадир обучался у москвичей.

…Проходим по длинным коридорам, открываем двери комнат. Серые, непригляднее пока на вид колонны, установленные в вестибюле, вот-вот оденутся в мрамор. Выложенный из разноцветных мраморных плиток пол придаст помещению «веселый» вид. В спортивном, танцевально залах, балетной студии и других помещениях пол будет паркетным.

– Вот, знакомитесь, – говорит начальник участка, показывая на вошедшего рабочего. – Наш лучший специалист по укладке паркета Федор Рушинцев. Его руками уже уложено свыше тысячи квадратных метров полов. Еще столько же предстоит сделать…

На втором этаже встречаемся с художником Н. Б. Логвиненко. Он приглашает нас в зал, временно оборудованный под мастерскую.

Огромный, во всю стену, мозаичный рисунок из цветной смальты и уральских камней.
Это совместный труд художников-монументалистов мастерских художественного фонда Б. Г. Зуева, Д. И. Лепехина, Н. П. Логвиненко. Тема панно, над которым художники работали два с лишним года, – преемственность поколений…

После полуторачасового «путешествия» по Дворцу мы снова возвращаемся в прорабскую» [4].
Мозаика на фасаде в ДК Лаврова. Свердловск, 1968
10 августа 1967 года в "Уральском рабочем" выходит еще одна заметка о том, что стройка ДК стала "народной": «Здесь можно увидеть рабочих всех цехов. Вот, например, бригада Валентина Константиновича Карасева. Сам он не строитель, а конструктор. Вместе с другими инженерами переработал полностью типовой проект сцены.

На верхних этажах работают столяры бригады Виктора Васильевича Сысоева. Подгоняют рамы, стеклят окна. Эти люди тоже с завода. Когда создалось трудное положение, Виктор Васильевич с товарищами пришли на стройку. Коллектив бригады сам изготовил комплекты для окон. Днем в цехе, а вечером собирались вместе с другими и вставляли окна» [5].
ДК Лаврова
Несмотря на предпринятые усилия ДК удалось открыть только в следующем году: «В предмайские дни гостеприимно распахнул двери новый Дворец Культуры Свердловского завода имени Калинина.

Великолепное здание, где имеется кинозал на 300 мест, балетная студия, большой зрительный зал на 1200 человек, кружковые комнаты и другие помещения, красиво отделано мастерами завода. Стройка велась собственными силами, в ней принимал участие весь коллектив завода..

Теперь в Свердловске стало 47 дворцов и домов культуры, которые могут одновременно принять 18 тысяч человек» [6].
Автор: Евгений Бурденков
Источники

[1] На проспекте Космонавтов// Вечерний Свердловск, 11.05.1964.
[2] Г. Тинов. Дом Хорошего настроения // Вечерний Свердловск, 23.01.1965
[3] Ю. Гендерт. Будущее проспекта.// Вечерний Свердловск, 3.12.1965
[4] В. Дворянов. Дворец на проспекте Космонавтов// Вечерний Свердловск, 8.12.1965
[5] В. Прокопьев. Дворец на проспекте Космонавтов//Уральский рабочий, 10.08.1967
[6] Дворец принимает гостей // Уральский рабочий, 30.04.1968