До революции северной границей города была железнодорожная линия Екатеринбург-Тюмень. На месте будущего проспекта Космонавтов был Верхотурский тракт, который связывал Екатеринбург и север Урала. К западу от тракта в 1928 году началось возведение гиганта тяжелого машиностроения – Уралмаша.
В 1930 году выходит издание «Большой Свердловск» – краткое описание схемы перепланировки города. По плану развития промышленности предполагалось построить северную, южную, западную, восточную и центральную группы заводов.
Северная группа должна была состоять из четырех групп – «машиностроения, заводов ВЭО, инструментального комбината и группы медеобрабатывающих заводов», с размещениеи в северном направлении от существующего Свердловска, по Верхотурскому тракту.
В плане развития района «Эльмаш» нас интересуют заводы «ВЭО». ВЭО – это Всесоюзное Электротехническое объединение. Страна нуждалась в изготовлении большого количества электротехнического оборудования для будущих электростанций. По планам «группа заводов ВЭО располагается с восточной стороны Верхотурского тракта, занимая весь участок от города до дер. Пышмы». В свою очередь, «Верх-Исетский завод, Машинострой, Медная группа и заводы ВЭО – позволяют рассматривать эту группу заводов как единый комбинат тяжелого, среднего и электромашиностроения, т.к. в производственных процессах они взаимно обслуживают друг друга».
Планировка Свердловска, 1931 год. Из собрания Музея истории УЭТМ
Планы будущего электротехнического комбината поражали воображение. На нем должны были работать 44 тысячи человек. В перспективе он мог по масштабу сравняться с Уралмашем. В его составе предполагались:
а) «завод электромоторный планируется в первую очередь на производство 645 000 моторов в год, на сумму 300 млн. рублей в расчете увеличения продукции в ближайшие годы в два раза»;
б) «турбогенераторный завод с годовым выпуском турбогенераторов, общей мощностью в 1,5 млн. киловатт, на сумму в 75 млн. рублей, с дальнейшим расширением до 8 млн. киловатт. Завод будет производить паровые турбины и электрические генераторы к ним, средней и большей мощности для нужд теплоцентралей»;
в) «трансформаторный завод с годовым выпуском 50 000 трансформаторов, с общей мощностью около 12 млн. киловатт, на сумму 150 млн. руб. Завод предполагает выпускать исключительно распределительные трансформаторы»;
г) «кабельный завод с выпуском продукции первой очереди в 20 млн. рублей в год. Завод будет производить голые и изолированные провода из меди, силовые кабели, установочные провода и обмоточную медь»;
д) «завод электроаппаратуры будет выпускать масленые выключатели, предохранители, бронированные аппаратурные устройства и проч. с годовой производительностью в 100 млн. рублей»;
е) «элементный завод рассчитан на выпуск продукции для радиоприемников на сумму в 20 млн. рублей в год»;
ж) «радиоаппаратурный завод будет строиться в две очереди с выпуском продукции на 100 млн. рублей»;
з) «электросварочный – производство электросварочных приборов».
Перспектива Уральского Электромашиностроительного Комбината. Из собрания Музея истории УЭТМ
В 1930-1931 годах началось проектирование электротехнического комбината, а также соцгорода при нем. Сохранились эскизные проекты того времени. Перед нами предстает целый город, построенный в стилистике конструктивизма.
Эскиз к проекту соцгорода Уралэльмашстроя. Из собрания Музея истории УЭТМ
1930-Е ГОДЫ
Но в планы вмешивается реальность. Отсутствие должного финансирования вылилось в глобальные изменения в предполагаемом строительстве. В 1932 году стартовало возведение завода «Уралэлектромашина». Это название прикрепилось и к району жилого сектора при будущем заводе. Размеры завода были скорректированы в сторону уменьшения, претерпел трансформации и план будущего соцгорода.
Первоначально поселок строителей размещался в районе 3-го километра. Сейчас эту территорию занимает комплекс зданий Уральского государственного педагогического университета на пересечении ул. Фронтовых бригад и пр. Космонавтов. Поселок имел название «Рабочий», состоял из одноэтажных бараков, местного клуба, носившего название «клуб СПС» (Свердловскопромстроя), детского сада, яслей и магазина.
Рабочий поселок. Из собрания Музея истории УЭТМ
Одновременно начинают застраиваться другие территории вдоль шоссе УЗТМ: поселок ИТР (инженерно-технических работников) и Северный поселок. Первый появился в квартале ул. Краснофлотцев, Баумана, шоссе УЗТМ. Северный поселок – в районе ул. Энтузиастов.
Улица Краснофлотцев. Из собрания Музея истории УЭТМ
Школа №66. Из собрания Музея истории УЭТМ
Проезд на территорию строящегося завода осуществлялся по специально подготовленной просеке в районе современного кинотеатра «Заря» (по будущим ул. Краснофлотцев и ул. Бабушкина). Именно на пересечении этих улиц и сформировался еще до войны центр будущего соцгорода Эльмаш, запроектированный в начале 1930-х годов архитектором Н. А. Бойно-Радзевич. Из первых капитальных зданий можно выделить: школу №66 (1936, Краснофлотцев, 3), школу №67 (1938), детский сад № 136 (1936, Краснофлотцев, 17), ясли (1936, Бабушкина, 13) здания повышенной комфортности – Краснофлотцев, 10 (1936), Стачек, 19 (1936), два рабочих общежития (1939, Краснофлотцев, 23, 25).
В самый канун войны был построен директорский дом – Краснофлотцев, 7 (1941), имевший в народе за свой окрас прозвище «Зеленый дом». Здесь же в квартале №1 (Краснофлотцев, Бабушкина, Баумана, Стачек) возвели четыре экспериментальных трехэтажных камышитовых дома, снесенных в начале 1960-х годов. Еще один квартал, где велось строительство жилья – Баумана, Бабушкина, Энтузиастов, Стачек. Здесь встали несколько деревянных двухэтажных рубленных домов. В центре квартала находилась небольшая баня и детский сад (Баумана, 25а).
Еще до войны, 2 октября 1938 года, было объявлено о выделении самостоятельного завода «Уральский турбинный завод» (УТЗ).
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В годы войны на территорию Эльмаша были вместе с заводами эвакуированы десятки тысяч человек.
На территории УТЗ разместились дизельная часть Кировского завода, эвакуированного из Ленинграда, и Турбогенераторный завод – из Харькова. На Ураэлектромашину, которая с 1941 года именовалась «Уралэлектроаппарат», были эвакуированы ленинградский завод «Электроаппарат», Харьковский электромеханический завод, преобразовательное производство ленинградской «Электросилы», Воронежский завод «Коминтерн», Брянский завод «Профинтерн».
На Эльмаше складываются два больших землячества – харьковчане и ленинградцы. В большинстве своем они не возвратятся на свою родину даже после войны и вольются в население послевоенного Свердловска, оставив заметный научный и культурный след в истории Эльмаша.
Во время войны завод «Уралэлектроаппарат» изготовляет реактивные минометы «Катюша» и «Ванюша», а также снаряды к ним. На УТЗ упор был поставлен на изготовлении двигателей В/2 для танков Т-34. Считается, что ¾ всех двигателей для «тридцатьчетверок» были собраны в цехах Уральского турбомоторного завода.
Для эвакуированных жителей, прежде всего, Турбомоторного завода строился «Скоростной поселок» на пересечении ул. Донской и Баумана, прозванный так в честь быстрых темпов возведения жилья. С 1943 года начала застраиваться ул. Лабораторная (Корепина) брусчатыми двухэтажными домами, достаточно комфортными по сравнению с бараками Скоростного и Рабочего поселка. Почти все здания сохранились до сих пор и стоят в квартале за администрацией Орджоникидзевского района.
Скоростной поселок. Из собрания Музея истории УЭТМ
До войны рядом с шоссе УЗТМ начал строиться завод тяжелого станкостроения и небольшой рабочий поселок, который получил название «Станкострой». Строительство не было доведено до логического завершения. В 1942 году на эту промышленную площадку были переведены мощности эвакуированного завода №8, специализировавшегося на изготовлении артиллерийского вооружения. В будущем он получит название завода имени Калинина и будет активным застройщиком нескольких кварталов соцгорода Эльмаш.
Эвакуированные рабочие разместились в поселке «Станкострой», который сохранил за собой название и дальше. Рядом возводились бараки «Нового жилпоселка» – все это сейчас территория цехов завода имени Калинина.
Новый жилпоселок. Из собрания Музея истории МЗиКа
1945-1950-е годы
После войны продолжается строительство деревянных брусчатых двухэтажных жилых зданий в нескольких точках соцгорода Эльмаш. Но постепенно начинают применять проекты небольших двухэтажных шлакоблочных домов на 8 и 16 квартир. Важно отметить, что в послевоенное десятилетие по Свердловску отдавалось преимущество прежде всего шлакоблочным домам максимум в два этажа.
В какой-то момент общая координация и организация застройки со стороны Горсовета была утрачена, а территорию соцгорода Эльмаш застраивали сразу несколько заводов (Уралэлектроаппарат, Уральский турбомоторный завод, Завод имени Калинина), что привело к большому разнообразию применяемых проектов в каждом квартале. Это предопределило большую пестроту и лоскутность застройки, что в принципе делает Эльмаш особенным и резко отличает его среди других районов.
Проходная Уральского турбомоторного завода, современный вид. Фото: Сергей Потеряев
Продолжается застройка по довоенным планам. Получило развитие строительство домов в Молодежном поселке в периметре улиц Баумана – Шефская – Краснофлотцев – Старых Большевиков. Здесь до войны ввели в эксплуатацию только два общежития. В послевоенный период в схожей стилистике возвели несколько зданий. Все эти проекты в некотором роде уникальны, так как разрабатывались в УКСе Уралэлектроаппарат и не имеют аналогов.
В первые послевоенные годы строятся двухэтажные шлакоблочные дома по проектам повторного применения. Первоначально такие дома строились на Уралмаше с 1945 года. Позже несколько таких домов появилось на перекрестке Стачек – Краснофлотцев, Краснофлотцев – Шефская.
В 1947 году издается альбом типовых проектов. Предусматривается, что застройка должна вестись только на основе опубликованных проектов. Планировка данных зданий понятна и проста. Здания в два этажа из шлакоблока на 8, 12, 16 квартир с элементами декора на фасаде в стиле сталинского ампира. Все проекты объединены в несколько типовых серий, которые предполагают единообразие декоративного убранства зданий в рамках одного квартала. Таким образом, можно было с помощью проектов одной типовой серии спланировать ансамблевую застройку квартала в одной стилистике. Для примера можно предъявить один из идеальных кварталов Эльмаша, застроенный по принципам конца 1940-х – начала 1950-х годов. Это прямоугольник в периметре улиц Энтузиастов, Стачек, Лобкова, Старых Большевиков. Данный район принадлежал еще одному заводу, который появился на Эльмаше в 1940-е годы – Свердловской паровозоремонтный завод.
По адресам всех использованных проектов на территории Эльмаша можно провести отдельную работу. Фотографии возводимых зданий по типовым сериям есть в фондах музея УТЗ и УЭТМ. В перечне типовых проектов можно рассмотреть планировки зданий, фасады и архитекторов. Так среди авторов многих проектов есть и «большие» имена. Например, Леонид Михайлович Поляков – архитектор Ленинградской гостиницы в Москве.
Строительство в конце 1940-х – начале 1950-х годов ведется в периметре улиц Космонавтов – Войкова – Ползунова – Краснофлотцев.
1950-Е ГОДЫ
В середине 1950-х годов попытались исправить ошибки, допущенные при достаточно хаотичной застройке несколькими заказчиками-заводами. Был подготовлен проект, который предусматривал строительство красивых пятиэтажных домов с богатым декором, выразительными фасадами и благоустроенными квартирами. Для подобной застройки был выбран участок ул. Старых Большевиков от проходной завода «Уралэлектроаппарат» до ул. Баумана. И по улице Баумана от Старых Большевиков до шоссе УЗТМ (Космонавтов). Центральной архитектурной доминантой должен был стать Дом культуры завода Уралэлектроаппарат на пересечении двух главных магистралей Эльмаша – Старых Большевиков – Баумана.
Проект клубной площади, 1949 год
Важно отметить, что среди зданий, построенных в этот период, несколько было взято под охрану государства как памятники архитектуры.
В 1951-1952 годах построили мужское и женское общежитие по ул. Старых Большевиков. В 1953 году – ДК завода Уралэлектроаппарат (памятник архитектуры). С 1954 по 1958 год застраивалась ул. Баумана. Каждый квартал застраивался силами одного предприятия (УЭА, УТЗ, СПС, ЗиК). Еще одной важной точкой стала площадь Машиностроителей, сформированная пересечением ул. Баумана и шоссе УЗТМ.
Здесь архитектурный ансамбль составили здания Завода имени Калинина – мужское и женское общежитие, кинотеатр «Заря» (памятник архитектуры). В центре площади должна была стоять колонна по типу Александровского столпа в Санкт-Петербурге, но в итоге она так и не была возведена, впрочем, и площади тоже не получилось. По крайней мере, с 1960-х годов площадь оказывается безымянной.
Больница №23. Из собрания музея истории УЭТМ
В конце 1950-х годов достраивается комплекс 23-й городской больницы (архитекторы – Рейшер, Югов), завершивший архитектурный ансамбль ул. Старых Большевиков. Сейчас этому зданию присвоен статус памятника архитектуры.
Еще одна часть, которая коснулась значительной перестройки – это часть Предзаводской улицы (Фронтовых бригад) в районе проходной Уральского турбомоторного завода. Здесь в 1950-е годы по проекту архитектора Н. И. Андреева возводятся центральные проходные (памятник архитектуры), заводоуправление, заводская поликлиника и столовая.
В 1955 году выходит постановление ЦК КПСС «Об излишествах в архитектуре», которое ставит вопрос об удешевлении строительства за счет экономии средств на различные архитектурные изыски и богатый декор. В итоге не удалось композиционно закончить строительство ул. Баумана. Несколько проектов пересмотрели в сторону удешевления, а некоторые вообще положили на полку. В результате на ул. Баумана появились несколько заурядных коробок крупноблочных хрущевок.
1960-Е ГОДЫ
В 1960-е годы произошла полная унификация жилищного строительства. Для Эльмаша было предложено несколько типовых серий пятиэтажных кирпичных (1-447) и крупноблочных домов(1-439). Дома возводились в основном точечно методом народной стройки (самстрой) на месте сносимых бараков. Комплексно осваивалось несколько территорий – микрорайон «Горка» (по ул. Ползунова, Замятина и Кобозева) и микрорайон «Совхозный».
Первый возводится для рабочих Уральского турбомоторного завода, второй – для рабочих Завода имени Калинина. Микрорайон «Совхозный» получил название от Орджоникидзевского совхоза, у которого здесь раньше находилось тепличное хозяйство. В конце 1960-х годов на Эльмаше появляются первые девятиэтажные дома.
Типовой проект №447. Энтузиастов, 30а. Из собрания Музея истории УЭТМ
1970-Е ГОДЫ
К началу 1970-х годов микрорайон окончательно сложился. Это система небольших по площади прямоугольных кварталов, группирующихся вокруг основных улиц района: улица Баумана – главная улица Эльмаша; улица Старых Большевиков – магистраль, соединяющая жилой массив с зоной промышленных предприятий; ул. Шефская – звено магистралей городского значения, связывающей вылетные магистрали на города – Березовский и Верхнюю Пышму; ул. Предзаводская – главный подъезд из города к предприятиям Эльмаша.
В дальнейшем осваивается территория к северу от Эльмаша. Комплексно застраивается микрорайон «Совхозный-2», «Совхозный – 3» Заводом им. Калинина. Чаще всего используются типовые серии 1-447(С) – пятиэтажные кирпичные дома, 1-468(Б). Вырастают жилые массивы в основном вдоль ул. Шефской, Совхозной и Парниковой. Качественно изменяется район конечной трамвайной остановки «Эльмаш». Там возводятся несколько девятиэтажных домов по ул. Баумана.
Микрорайон Совхозный-2. Из собрания музея истории МЗиКа
1980-Е ГОДЫ
Проект микрорайона Северный Эльмаш. Из собрания музея истории МЗиК
Инженерный корпус завода «Уралэлектротяжмаш». Фото: Сергей Потеряев
Застраивается район «Серверный Эльмаш» вдоль ул. Фрезеровщиков. Повсеместно идет переход на строительство новых типовых серий улучшенной планировки 85 (кирпичные), 141 (крупнопанельные).
В начале 1980-х годов вводится в эксплуатацию студенческий городок и новый учебный корпус Свердловского педагогического университета.
Путеводитель по Эльмашу
Также мы проводим экскурсии по Эльмашу, следите за обновлениями тут.