В 1930-е годы в 12 километрах к югу от Свердловска должен был быть построен завод химической аппаратуры. Входивший в первый пятилетний план завод в масштабах Свердловска (и не только его) должен был стать вторым Уралмашем. Один из вариантов планировки территории соцгорода подготовила проектная организация Уралгипрогор. В те годы здесь трудились ведущие авангардные архитекторы, занятые, в том числе, оформлением соцгорода Уралмашзавода. В хаосе индустриальной гонки завод и соцгород не были построены, однако даже несмотря на то, что проект, подготовленный Уралгипрогором, не сохранился, есть все основания полагать: Химмаш 1930-х должен был стать суперавангардным. Но если о нереализованных проектах 1930-х годов известно хоть что-то, другой не(до)реализованный Химмаш – Химмаш модернистский – не известен вовсе.
Архитектурный модернизм в 1950-е годы приходит на смену историзму, господствовавшему в советской архитектуре на протяжение предыдущих 20 лет. В эти годы СССР, хотя и с некоторым запозданием, осваивает достижения мировой архитектуры в виде поточного индустриального домостроения. Вместе с тем, удивительное время веры в безграничный прогресс науки и техники, освоения космоса и распространения самых передовых технологий подарили Советскому Союзу удивительную самобытную архитектуру, вдохновленную футуристичными сюжетами и наполненную яркими ирреальными образами.
В 1960-е – 1980-е годы в соцгородке Уралхиммашзавода появляется целый ряд зданий и объектов монументального искусства, принадлежащих направлению советского модернизма.