История: Вокзальный

Двигатель
Культурной Жизни

Одно из самых интересных и заметных зданий Вокзального микрорайона, конечно же, Дворец культуры железнодорожников, с которым связано много любопытных и не слишком хорошо известных фактов.
Клуб Андреева
Клуб Андреева. 1930-е гг.
Свою историю клуб ведет аж с 1917 года, когда железнодорожники, скооперировавшись с работниками двух мельниц и завода Ятеса, обратились к городским властям с просьбой передать им здание бывшей школы имени Гоголя на Арсеньевском проспекте (ныне улица Свердлова). Четыре месяца силами энтузиастов здание приводилось в порядок, и наконец 24 ноября 1917 года клуб был открыт! Культурные активисты начали свою деятельность с организации драматического кружка, но «театр истории» преподнес свой сюрприз: город заняли колчаковские войска, превратившие молодой клуб в караулку. Когда год спустя город вновь перешел к Советам, зданию официально присвоили статус клуба железнодорожников, назвав его в честь погибшего в бою с белогвардейцами комиссара Вайнера.

Из справочника 1922 года узнаем, что в клубе Вайнера работали театральная, музыкальная и научная студии Губернского отдела Всероссийского Пролеткульта. Очень скоро клубу стало тесно в помещениях бывшей школы, и его перевели в здание бывшего Общественного собрания на углу Карла Либкнехта и Первомайской, где сейчас расположен Учебный театр Театрального института. К слову о театре. Именно на базе клубного кружка была создана театральная студия под руководством В.Д. Бузина, стоявшая у истоков театра рабочей молодежи.

По мере разрастания служб железной дороги, росло и число её работников, увеличивалось количество кружков, секций и проводимых ими культурных мероприятий. Места всем им катастрофически не хватало. В 1930 году Константин Бабыкин, хорошо известный в городе архитектор, напрямую связанный с железной дорогой, разработал проект «громаднейшего клуба», который предполагалось возвести на Лузинской площади. Газета «Уральский рабочий» в 1930 году так описывала его: «Большой зал клуба вместит 1200 человек, малый зал 360 и аудитория 100 человек. В клубе устраиваются для посетителей души и ванны,…предусматриваются комнаты для кружковых занятий, читальня, библиотека, физкультурные площадки и детские учреждения». Тем не менее строить начали на углу улиц Свердлова и Северной (Челюскинцев). Основные работы были закончены к 16-й годовщине революции, в 1933 году. Здание в конструктивистском стиле имело около 80 комнат для кружковой работы, большой зрительный зал на 630 мест и малый зал («Уральский рабочий», 21.11.33). Двумя месяцами ранее та же газета приводила несколько другие цифры и упоминала о сооружении «отдельного здания с физкультурным залом». С основным зданием спортзал соединялся посредством перехода (после строительства «дома с башней» зал обрел автономность).
Самое интересное заключается в том, что в 1935 только что отстроенный клуб чуть было не снесли! Газета «Путевка» писала, что Гипрогор под влиянием научно-технического совета Обкомхоза представил два проекта нового клуба, из которых был принят первый, «предусматривающий сломку ряда частей здания клуба и постройку, вместо них и дополнительно к ним, новых».
Скорее всего, это было связано с новыми веяниями в архитектуре, когда конструктивизм уступил лавры первенства неоклассике. Ломать здание Бабыкинского клуба в итоге благоразумно не стали, а просто пристроили к нему здание театральной части с большим зрительным залом в стиле неоклассицизма по проекту А.Ю.Ехаукима и Е.С.Балакшиной. По стилистике два корпуса никак не связаны между собой, но визуально это сглаживается наличием еще одного здания, стоящего на красной линии улицы Челюскинцев, где вплоть до 60-х годов размещались районные органы власти.

Обновленный Дворец Андреева открылся в 1940 году. При клубе были организованы библиотека; дом техники с кабинетами путевого и паровозного хозяйства; кинотеатр, причисленный в 1948 к категории перворазрядных, что давало право действовать 313 рабочих дней в году. На базе клуба функционировал филиал вечернего университета марксизма-ленинизма, а также читались лекции, преимущественно на общественно-политические темы. В 50-е годы обрели популярность выставки самодеятельных художников и декоративно-прикладного искусства, вечера художественной самодеятельности и кинофестивали, концерты профессиональных артистов. Один за другим появлялись кружки: хоровой, драматический, вокальный, струнных народных инструментов, кройки и шитья, художественной вышивки, баянистов, фортепиано, изучения английского и даже гавайской гитары! Всесоюзную известность со временем приобрели оркестр народных инструментов Турченко, драматический театр Гецова и хореографический ансамбль «Аист» под руководством супругов Суфидяновых. Периодически проводились спортивные соревнования и встречи коллекционеров. В общем, жизнь во Дворце Андреева кипела.

Поясним отдельно, кому клуб железнодорожников был обязан своим именем. Андрей Андреевич Андеев (так!), который, к слову, короткое время состоял в редколлегии газеты «Уральский рабочий», в 1922-1927 годы председательствовал в ЦК профсоюза железнодорожников, а с 1931 по 1935 годы занимал пост народного комиссара путей сообщения СССР.
Как уже упоминалось выше, в здании клуба имелся кинотеатр, вплоть до 1955 года –единственный в районе. Несмотря на это, у руководства района то и дело возникали претензии к клубным устроителям в связи с невыполнением плана по продаже билетов. Из архивных документов узнаем, что в качестве причин назывались плохая звукопроводность, недостаточное внимание к первоэкранным картинам и попустительское отношение к рекламе!

Не все благополучно обстояло и с рестораном «Экспресс», мелькавший в документах как рассадник пьянства и хулиганства. Как известно, свято место пусто не бывает, и на смену «Экспрессу» в конце 70-х пришел легендарный ресторан-бар «Старая Крепость» с настоящим барменом и варьете.

Напоследок хочется поделиться еще одним любопытным эпизодом, случившимся в ДК Андреева в годы войны, в 1942 году, когда театральная часть Дворца была самовольно занята работниками завода №37 с подачи руководства завода, но без всякого согласования с директором клуба и городскими властями. Тогда, как известно, существовали серьезные проблемы с расселением, и эвакуированным рабочим просто некуда было деваться. Почти молниеносно вышел приказ освободить помещение и впредь не допускать подобных явлений, мешающих проведению лекций и других политико-культурных мероприятий (ГАСО, ф.1948, оп.1, д.9, с.13). В 1967 году статус заведения был подчеркнут присвоением внекатегорийного разряда и переименованием в «Свердловский дворец культуры железнодорожников», хотя жители по привычке продолжали называть его Дворцом Андреева.

Дворец культуры железнодорожников
Современный вид Дворца культуры железнодорожников.
Фото: Сергей Потеряев
Сейчас культурное значение ДКЖ, наверное, уже не столь мощное и всеобъемлющее, как в былые времена, однако продолжают работать кружки и детские студии, проводятся концерты и творческие мероприятия.

Автор: Дмитрий Киряев