История: Парковый

Дорога детства

Онлайн-выставка об истории Свердловской детской железной дороги
Выставка рассказывает о Свердловской детской железной дороге, что расположена в Центральном парке культуры и отдыха имени Маяковского.

Вот уже 60 лет по этой железной дороге каждый летний сезон ходят поезда, но поезда эти не простые, а узкоколейные, и водят, отправляют в путь, встречают и провожают их не взрослые, а дети, самые настоящие железнодорожники – юные железнодорожники, или южики.

Юный железнодорожник – звание почетное, ведь, помимо того, что они являются лицом своей дороги, они должны в совершенстве владеть необходимыми для железнодорожных профессий знаниями и навыками.
Детская железная дорога сначала называлась Малая Свердловская железная дорога им. Н. Островского
Идея строительства детской железной дороги была впервые озвучена в начале 1950-х и нашла поддержку в городском комитете комсомола. Но лишь в 1958 году было принято официальное решение о строительстве в Свердловске детской железной дороги. Местом ее дислокации был выбран Центральный парк культуры и отдыха им. Маяковского, а проектирование трассы, зданий и сооружений было поручено проектному институту «Уралгипротранс».

Трассу длиной 2,5 километра, расположенную в ЦПКиО, с 2 станциями, 2 остановочными пунктами, локомотивным депо, одним путепроводом и одним мостом, строил трест «Свердловсктрансстрой». Отсыпкой и строительством земляного полотна занималась механизированная колонна №28 треста «Желдорстроймеханизация».

Весной 1959 года из Кустаная в Свердловск в Дорожный дом техники был доставлен первый тепловоз Малой Дороги – ТУ2-092, построенный двумя годами ранее. А параллельно со строительством дороги совет ветеранов Свердловской железной дороги начал подготовку юных железнодорожников. Закреплять теорию на практике «южики» ездили к своим коллегам на Малую Южно-Уральскую железную дорогу и Алапаевскую узкоколейную дорогу.

Торжественное открытие Малой Свердловской железной дороги состоялось 9 июля 1960 года. Именно этот день считается днем ее рождения. Ежегодно вот уже 60 лет в этот день юные железнодорожники в торжественной обстановке поздравляют друг друга и совершают торжественный рейс, тем самым отдавая дань традициям и показывая уважение к начатому их сверстниками делу.

Свердловская детская железная дорога продолжает существовать и развиваться. В 2010 году был проведен первый за 50 лет капитальный ремонт Малой Свердловской железной дороги, а еще спустя 6 лет юные железнодорожники получили в свое распоряжение новое здание вокзала и депо. За 60 лет существования дороги через нее прошли более 50 тысяч ребят Екатеринбурга и области. Многие из них впоследствии связали свою жизнь с большой железной дорогой и стали первоклассными специалистами. Почти в каждой службе железной дороги обязательно найдется выпускник детской дороги.

Увлеченно и со вкусом выпускники и юные железнодорожники в 1960-е годы оформляли альбомы о себе и о Малой Свердловской железной дороге. Давайте вместе полистаем страницы этих альбомов.
Строительство Юго-Западного микрорайона
Юные железнодорожники Малой Свердловской железной дороги у паровоза 159-626 Малой Южно-Уральской железной дороги. 1959
Как только стало известно, что в ЦПКиО им. Маяковского начнется строительство детской железной дороги, при Совете ветеранов Свердловской железной дороги был создан специальный детский сектор, в задачу которого входила организация обучения юных железнодорожников. Теоретическое обучение проходило в Дорожном доме железнодорожников, а практические занятия во время летних каникул – на Южно-Уральской детской железной дороге и Алапаевской узкоколейной железной дороге.
Строительство Юго-Западного микрорайона
Разгрузка тепловоза ТУ2-092 для Малой Свердловской железной дороги в начале 1960 года
Дорога сразу же планировалась с тепловозной тягой, ни о каких паровозах не могли идти и речи. Прибывший из Кустаная тепловоз узкоколейных железных дорог представлял собой точную копию ширококолейного тепловоза, только малых размеров, и позволял первоклассно обучить юных машинистов.
Строительство Юго-Западного микрорайона
Пробный рейс накануне открытия Малой Свердловской железной дороги,
июнь 1960 года
«Все маленькие граждане Свердловска, которые бывают сейчас в парке культуры и отдыха имени Маяковского, с любопытством осматривают появившийся здесь пассажирский поезд с красивым новым тепловозом. Это на детской железной дороге – «Малая Свердловская», как любовно называют ее ребята. Осталось немного времени до дня открытия ее. С волнением ждут этого дня молодые «железнодорожники» - машинисты, дежурные по станции, проводники вагонов, диспетчеры, а больше всех – ее пассажиры» («Путевка», 23 июня 1960 г., №75).
Строительство Юго-Западного микрорайона
Открытие Малой Свердловской железной дороги. У ленты начальник дороги тов. Заплатин и председатель совета юных железнодорожников Света Панекина, 9 июля 1960 года
«Все маленькие граждане Свердловска, которые бывают сейчас в парке культуры и отдыха имени Маяковского, с любопытством осматривают появившийся здесь пассажирский поезд с красивым новым тепловозом. Это на детской железной дороге – «Малая Свердловская», как любовно называют ее ребята. Осталось немного времени до дня открытия ее. С волнением ждут этого дня молодые «железнодорожники» - машинисты, дежурные по станции, проводники вагонов, диспетчеры, а больше всех – ее пассажиры» («Путевка», 23 июня 1960 г., №75).
Строительство Юго-Западного микрорайона
Один из первых машинистов Малой Свердловской – Виктор Дубровский, июнь 1960 года
«Есть малая Свердловская!
Витя Дубровский плохо спал в эту ночь! Как будто все было готово: железнодорожная форма, тщательно отутюженная, аккуратно висела на плечиках, ботинки были до блеска начищены, а Вите не спалось.
Как же пройдет этот день – день открытия детской железной дороги? Ведь ему – Вите, доверили самую ответственную задачу – быть машинистом. Он вместе с Толей Козловым поведет поезд.
Утро настало быстро и как-то неожиданно. Солнце щедро светило.
В Центральный парк культуры и отдыха идут и идут отряды пионеров.
У трибуны собрались ветераны труда, строители дороги, вся общественность города. Начинается митинг.
Первым выступает секретарь горкома КПСС Федор Михайлович Морщаков.
Пионеры дружно аплодируют и Юрию Федоровичу Месленко, и Петру Алексеевичу Перепелкину, который выступал от ветеранов труда железнодорожного транспорта.
Митинг кончился. Секретарь горкома ВЛКСМ Г. Князев разрезает ленточку, и пионеры дружной колонной через вокзал идут на перрон. Первым рейсом едут пионеры Железнодорожного района. Начальник поезда Вова Асташин проверил, все ли на месте, проводники с жёлтыми флажками заняли свои вагоны. Поезд тронулся.
Во втором вагоне едут старый большевик Ефим Иосифович Тропп со своим внуком Сашей и директор кинотеатра «Салют» тов. Палант с дочкой Юлией. И Саша, и Юля успешно закончили учебный год, и теперь они заслуженно отдыхают.
Напрасно Витя Дубровский так беспокоился. Поезд с абсолютной точностью прошёл первый рейс, и следующие рейсы, несомненно, будут такими же точными».
Газета «На смену», 12 июля 1960 года, №139
Строительство Юго-Западного микрорайона
Первый рейс по Малой Свердловской железной дороге. 1960-е
«Вчера в Свердловске,Детская железная дорога
Вчера в Свердловском Центральном Парке Культуры и Отдыха имени Маяковского открылась детская железная дорога. С большим нетерпением юные свердловчане ждали этого события. На открытие "Второй Свердловской Железной Дороги" собралось много пионеров, школьников, малышей…
…По парку проходят зеленые комфортабельные вагоны, ведомые тепловозом. Их ведут юные железнодорожники – учащиеся свердловских школ».Газета «Уральский рабочий», 10 июля 1960 года, №162
Строительство Юго-Западного микрорайона
Поезд возвращается после первого рейса на станцию «Центральная», 9 июля 1960 года
«Поезд №122 прибывает…
Поезд №122 прибывает на станцию Центральная! – раздаётся голос диктора Светланы Кряженко. Медленно приближается к платформе тепловоз с четырьмя зелеными вагонами. Юные пассажиры выходят. Начинается веселая посадка. Пионеры, школьники, малыши быстро занимают места. – Дано отправление – говорит помощник машиниста Толя Козлов машинисту Вите Дубровских, и тот ведёт состав в рейс…

Много радости было у свердловских ребят, когда в Центральном Парке Культуры и Отдыха имени Маяковского открылась долгожданная Малая свердловская Железная Дорога – их дорога! Звонкоголосая девушка с большими бантами, выглядывающими из-под форменной фуражки, четко объявляет:
– следующая станция Водная! - Проводник второго вагона шестиклассница Галя Урушева – одна из строителей этой дороги. У контролера Коли Ершова сегодня почти нет работы, катают пассажиров по пригласительным билетам; снисходительны и к "зайцам".
Станция Пост, Пионерская. Везде чувствуется праздничность, даже серьёзные начальники вокзалов, дежурные по станции, перронные контролёры настроены добродушно. И если папы и мамы просят прокатить их малышей, они безоговорочно усаживают их в вагоны.
Малая Свердловская проходит по красивым местам парка, среди сосен и кустарников. И хотя её протяженность всего два с половиной километра, для ребят это увлекательное путешествие.
Дорогу сооружал трест "Свердловсктрансстрой", много труда в эту стройку вложили Свердловские комсомольцы, пионеры и школьники, будущие её работники. Тепловоз сделан в Советском Союзе, а комфортабельные вагоны в Польской Народной Республики.
…Состав возвращается к станции Центральная. Небольшая остановка и снова в рейс. Желающих прокатится очень много. Начальник вокзала пятиклассник Юра Рац доволен. Первая смена закончилась хорошо. На петлицах Юры – одна звездочка. Это значит, что он учится четвертый год… Став начальником станции, он мечтает… сделаться машинистом тепловоза. Но пока ему ещё нельзя – он слишком юн – ему 11 лет, а в машинисты принимают только старшеклассников. Но все ещё впереди!
Над парком раздаются гудки тепловоза, малая Свердловская действует!»

Газета «Уральский рабочий»,12 июня 1960 года, №163
Строительство Юго-Западного микрорайона
Станция «Центральная», июль 1960-го года
Станция «Центральная» является главной станцией детской железной дороги. Именно отсюда свой путь начинают поезда, сюда же возвращаются и в конце рейса. Станция играет роль как начальной, так и конечной точки путешествия по детской железной дороге.

На станции располагается локомотивное депо и навес для вагонов. Перед каждым рейсом под чутким руководством осмотрщиков вагонов проводиться осмотр вагонов и локомотивов.

В здании вокзала располагается билетная касса, кабинет дежурного по станции и диспетчера, рабочее место диктора станции. На втором этаже здания располагается зал ожидания для пассажиров, высокая платформа обеспечивает комфортную посадку и высадку пассажиров. Два навеса обеспечивает защиту пассажиров в непогоду.

В 60-е годы вокзал Малой Свердловской железной дороги отвечал всем требованиям того времени.

Помимо станции Центральная на дороге также расположено два остановочных пункта – «Водная» и «Пост», и конечная станция «Пионерская». На каждой станции имеется капитальное здание и платформа. Осуществляется дежурство. На станции «Пионерская» производится продажа билетов. С конечной станции можно было попасть к площади аттракционов ЦПКиО.
В этом году к 60-летию Свердловской детской железной дороги в стенах Музея истории Екатеринбурга будет организована выставка. Даты ее работы будут определены чуть позже, когда будут сняты карантинные ограничения и музеи вновь вернутся к работе.
Автор: Валерий Шестаков, сотрудник Музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги