История: Визовский
«Лебедь», «Любезный» и… «Комсомолка»
Из истории судоходства на Верх-Исетском пруду
Верх-Исетский пруд вместе с одноименным заводом возник в 1726 году. Нам ничего неизвестно о первом водном транспорте на Верх-Исетском пруду, но на северо-западном берегу пруда за одним небольшим мыском на полуострове Гамаюн закрепилось название «графская пристань». До сих пор можно наблюдать остатки деревянных сооружений пристани.
Берега и остров на Верх-Исетском пруду.
О каком же графе идет речь? Не о графе ли Воронцове, владельце Верх-Исетского завода в 1758-1774 годы? А, может быть, своим названием пристань обязана Надежде Алексеевне Стенбок-Фермор, урожденной Яковлевой, правнучке Саввы Яковлева?
В 1849 годы вместе с братом Иваном Надежда Стенбок-Фермор получила в наследство от своего отца, Алексея Ивановича Яковлева, Верх-Исетский горный округ. Надежда Алексеевна рано овдовела – в 37-летнем возрасте. Через 10 лет она выкупила долю брата и стала единоличной владетельницей Верх-Исетских заводов вплоть до 1897 года.

Версию, что графская пристань получила название в честь графини Стенбок-Фермор подтверждает тот факт, что в 1853 году на Верх-Исетском пруду появился пароход «Лебедь». Неизвестно доподлинно, какую функцию он выполнял – для развлечения и водных прогулок или же для перевозки грузов. Каких грузов? На полуострове Гамаюн с XVIII века работал Оброшинский известняковый рудник, а известняк, в свою очередь, необходим в металлургии железа. Так или иначе, но с 1853 года началось регулярное транспортное сообщение по акватории Верх-Исетского пруда. Отметим, что сердце парохода «Лебедь» – паровой котел – скорее всего был изготовлен в Екатеринбурге, на казенной механической фабрике или фабрике Тета.

Пароход "Работник" около заводоуправления Верх-Исетского завода
Помимо парохода «Лебедь», сохранились сведения об еще двух верх-исетских пароходах – «Работник» и «Любезный».
Пароход "Работник"
В советское время транспортное сообщение по Верх-исетскому пруду продолжалось, о чем свидетельствует небольшая статья из «Уральского рабочего» (1947 год):

«В берег Верх-Исетского пруда бьют тяжелые волны, неся на своих гребнях белую пену. Они заливают мостки водной станции «Металлург Востока». Сегодня здесь пусто: не видно купальщиков, никто не прыгает с вышки, не загорает под солнцем в зеленом скверике, не гуляет на балконах здания водной станции. У причала стоят шлюпки, моторки, яхта.

К краю мостков лодочной станции подходит белый катер «Комсомолка» флагман Верх-Исетского флота. Около 20 лет он работает на пруду, совершает рейсы от горного цеха завода к Аброшинскому руднику, буксирует баржи с известняком, переводит пассажиров-отпускников в дом отдыха или огородников. Иногда приходится делать по 2-3 рейса в день.

Катер имеет интересную биографию. Он плавал по Каме под именем «Галк». В гражданскую войну являлся разведчиком и тогда на носу его грозно стояло трехдюймовое орудие.

Когда катер прибыл на Верх-Исетский пруд, у него был 30-сильный нефтяной двигатель, потом установили двигатель посильнее, а в 1945 году дизель в 140 лошадиных сил.

Команда катера невелика: моторист А. Маюров работает здесь уже более десятка лет, рулевой П. Тарханеев – пятый год.

Сегодня «Комсомолка» идет без барж, везет только пассажиров – бригаду артистов в Аброшинский дом отдыха. Ровно в назначенное время она отправляется в знакомый девятикилометровый рейс. Тов. Маюров орудует у себя в машинном отделении. Петр Тарханеев привычно берется за штурвал в ходовой рубке. На спецовке вышиты морские золотые пуговицы с якорями. Хоть и на «флагмане Верх-Исетского флота» плавает, а все-таки водник.
Верх-Исетский пруд похож на большую, полноводную реку. По правому берегу пролегает линия железной дороги, и часто пассажиры неуральцы, глядя из окон вагонов, спрашивают, что это за река?

Маюрову и Тарханееву знаком здесь каждый мысок, изгиб берега, каждый из островов со странными названиями – Баран, Высокий, Плоский, Каменный, Веселый, полуостров Гамаюн и другие. Но пруд коварен. Выйдешь – солнечно, прекрасная погода, а бывает, не доберешься еще до середины – начинается буря. Не раз «Комсомолка» поднимала на свой железный борт утопающих рыбаков-любителей или граждан, катающихся на лодках.

За время своей работы «Комсомолка» и баржи перевезли до 150 тысяч тонн грузов».
Газета "Уральский Рабочий" от 9 августа 1947 года.

Катер "Комсомолка". Рисунок Г. Ляхина
Автор: Евгений Бурденков