О строительстве станции метро «Проспект Космонавтов»
Тридцать с лишним лет тому назад, в ночь с 29 на 30 декабря 1990 года, произошло одно из самых значительных событий в Свердловске – пробный пуск метро. Первый электропоезд был встречен на станции «Проспект Космонавтов».
Сама станция была официально открыта 27 апреля 1991 года в составе первого пускового участка Свердловского метрополитена и являлась конечной (но в перспективе рассматривалось продление линии дальше на север).
Длина ее платформы составила 104 метра, глубина заложения – 6 метров.
Колонны на станции были отделаны полированной нержавеющей сталью, изготовленной на заводе «Уралэнерготяжмаш», приобретающей при холодном освещении темно-синий оттенок, путевые стены – украинским лабрадоритом и черным мрамором Першинского месторождения.
Потолки над боковыми платформами также черного цвета. Важную роль в оформлении станции играют светильники, расположенные в нишах подвесного потолка, которые символизируют иллюминаторы космического корабля.
На строительстве станции был вырыт самый большой котлован на пусковом участке. Длина котлована составляла около 500 метров. Разработка котлована стала возможной лишь после предварительного водопонижения. Грунтовые воды в этом месте залегают на глубине 2-3 метров, а все конструкции располагались гораздо ниже.
С помощью скважин уровень воды был искусственно понижен, кроме скважин строители сделали здесь трехслойную оклеечную гидроизоляцию. Кроме того, станция была технологически утяжелена.
В 1984 году, к началу осени, завершился монтаж конструкций в первом вестибюле, начались работы по установке лестничных сходов к нему. Было заложено бетонное основание под будущий перрон. В ноябре закончилась сборка всех станционных помещений.
В начале 1986 года станция «Проспект Космонавтов» стала приобретать свой конечный вид. Обычно отделка станций начинается чуть ли не в год пуска подземки или одной из ее линий. Свердловское метро стало приятным исключением. Художественное оформление станции «Проспект Космонавтов» началось за три года до ввода первого пускового участка.