История: Центр

Затерянный мир

  • Большой Рязановский сад
Более трёх лет команда хранителей усадьбы Рязановых занимается изучением и сохранением старинного особняка в центре города. Отдельным направлением деятельности ребят является проект «Общественный огород», который отсылает к историческим купеческим садам, располагавшимся на пустующей сейчас территории от самой усадьбы до берега реки Исеть.
Представители богатейшего рода Рязановых пользовались большим авторитетом среди горожан. Перебравшись в Екатеринбург в конце XVIII века, староста трёх шарташских деревень Меркурий Степанович Рязанов скоро становится влиятельнейшим купцом и заводчиком развивающегося города. Его сыновья, Пётр, Терентий и Яким, занимались салотопенным «бизнесом», поставками железа и камня, разработкой золотых приисков. Промышляя торговлей мясом, маслом и вином, они являлись одними из самых состоятельных людей города. Представители рода неоднократно избирались градоначальниками и активно участвовали в развитии города, в планировании его застройки и бюджета.
Являлись старостами различных социальных и религиозных обществ. Имея огромное состояние, они активно им делились, щедро раздавая пожертвования по всей стране на строительство больниц, солдатских казарм, образовательных учреждений и театров. Организовывали пышные балы и встречались с императором. Одна из ветвей этого семейства проживала в роскошной «Большой усадьбе», находящейся на улице Куйбышева, 40.

Появление Рязановых на этой территории фиксируют архивные документы 1790 года. Глава семейства Меркурий Степанович приобретает 3625 сажен земли под дом на левой стороне реки Исети. В документах расписывается его сын – купец 2-й гильдии Пётр. В этом же году по вновь проектированному плану он сооружает деревянный дом на каменном фундаменте. А перед ним, через улицу, на самом берегу реки у строившегося городского госпиталя, возникает небольшой квартал с салотопенным, свечным, мыловаренным и прочими промыслами.

В 1801 году на участке Рязановых стоит уже каменный дом на каменном фундаменте, высотою в 11 аршин. Он имел 16 покоев и 6 печей, полы его были из кондового леса, стены покоев оштукатурены. Во дворе имелись флигель на каменном фундаменте, два каменных харчевных погреба, три деревянных погреба, три завозни (каретника), две конюшни и колодец со срубом. В двух салотопенных заводах, стоявших напротив, встроенные в кирпичные горны два железных котла и один медный, 12 деревянных чанов, окованных железными обручами, две студильни и 5 амбаров. После отъезда Петра из города, усадьба переходит ко второму сыну Меркурия Степановича – Терентию.

На плане города 1810 года в районе городского вала уже очень отчётливо видно исключительные по меркам своего времени владения семьи Рязановых. Постепенно крепостная стена и земляной вал на месте южной границы разрастающегося города утратили своё оборонительное назначение и были снесены. Территория усадьбы в связи с этим несколько изменилась. Благодаря своим размерам и положению, она значительно выделяется среди других усадеб квартала. В начале XIX века по участку Рязановых протекает речка Ольховка (Малаховка). Позднее её русло откорректируют: перенесут на другую сторону проспекта, а затем и вовсе спрячут в трубы под землю.
Участок Рязановых на схеме города 1809 г. ГАСО ф.59 оп.7, д.1123.
Участок Рязановых на схеме города 1810 г. ГАСО ф.59, оп.7, д.1122.
Спустя годы усадьба переходит к сыну Терентия Меркурьевича. Почётный гражданин, купец первой гильдии Аникий Терентьевич в конце 30-х годов XIX века перестраивает свой каменный одноэтажный дом. При участии архитектора Малахова, он достраивает второй этаж и делает пристройку к дому, меняя усадьбу до неузнаваемости. В 1839 году Малахов, осторожничая, пишет в управу: «по поводу прошения почётного гражданина Аники Рязанова утвердить план не осмеливаюсь, а представляю на разрешение начальства».

В 1845 году развитие усадьбы продолжается. Хозяева устраивают на участке каменную оранжерею, а к главному жилому дому сооружают каменную пристройку «в одну сторону на 8 1/2, а в другую на 7 сажен», Оба сооружения были выполнены горным архитектором К.Г. Турским. Вероятно в этот период, появляются портик и колоннада, а усадьба приобретает современный вид. Квартал имеет почти трапециевидную форму с ломаной ступенчатой западной границей, соответствующей изгибу русла реки Исети. В том числе и за счёт средств Рязановых строится мост через Исеть. С этого же момента принято отсчитывать историю возникновения огромного сада на территории Рязановского хозяйства.

В середине ХIХ века сложная в плане Рязановская усадьба имела неправильные очертания, близкие к Т-образным. Она делилась на несколько функциональных участков: парадный и хозяйственные дворы, а также огород с фруктовым садом и обширный пейзажный сад на берегу Исети. Почти все усадебные постройки были сконцентрированы в центральной части территории. По красной линии Сибирского проспекта размещался сложный в плане каменный главный дом, построенный в формах классицизма, и, восточнее, два прямоугольных в плане каменных флигеля. Главный дом и западный флигель были разделены воротами. В глубине участка за домом и флигелем находились каменные службы с деревянными навесами и пристройками. Главный дом, западный флигель и службы образовывали парадный двор неправильной формы, который с юга замыкался каменными конюшнями.
План города Аллори и Бержье 1856 г. ГАСО ф.59, оп.4, д.4820
Коробов Евгений Николаевич. Дом золотопромышленника Рязанова, 1948 г. Архив ОМПУ
Какими-либо изображения сада того времени мы не имеем. Также неизвестно, какие растения находились на этой территории. Основываясь на плане города Екатеринбурга, составленного французскими топографами А. Аллори и Э.А. Бержье в 1856 году, можно оценить приблизительное количество деревьев, там произраставших (на плане их около 111). Сведения о рельефе сада при усадьбе, расположенной по адресу Куйбышева, 40 имеются в труде Л. А. Козинец, где автор описывает рельеф как «имеющий черты, свойственные садово-парковому искусству классицизма первой половины ХIХ века, характеризующимся умелым использованием естественных форм рельефа, имеющего плавное понижение в сторону реки и основанном на подражании природе…». Рязановский сад можно сравнить лишь с садом при усадьбе Харитоновых-Расторгуевых. Каждый из них был выполнен, вероятно, в английском стиле, включал в себя водные объекты и оставался крупнейшим в Екатеринбурге с 50-х годов XIX века до начала XX века.

К 80-м годам XIX века территория усадьбы полностью сформировалась. Её площадь составляла 4320 квадратных саженей. Она располагалась вдоль Сибирского проспекта (нынешняя ул. Куйбышева) и тянулась до Исети. На территории были размещены конюшни, три флигеля, многочисленные службы, оранжерея и сад, из главного дома в который вёл парадный вход.

Под закат XIX века наследники Аникия Терентьевича вновь активно берутся за перестройку усадьбы. Они возводят новый каменный дом и каменный флигель, перекрывают крыши у старых построек, строят конюшню с навесом, ломают один из старых ветхих домов с целью продажи часть территории соседу. Рязановы прожили на этой территории вплоть до революции. Ходят слухи, что один из потомков семейства до сих пор живёт в Екатеринбурге.
Дом золотопромышленника Рязанова. Начало XX века
И.К. Слюсарев. Ворота Рязановского сада. 1910 г.
После Октябрьской революции на территории усадьбы происходят большие изменения. В 1920-х годах территорию занимает Управление службы пути железной дороги и детский дом имени Красной армии, а позднее – второй городской райком РКСМ. К концу десятилетия в здании также открывается Полиграфическое производство Уралоблсоюза, работают типография и Магазин № 95.

Известно, что в здании самой усадьбы находилось общежитие рабочих ткацкой фабрики имени В.И. Ленина. В 1927 году на территории бывшей купеческой усадьбы проживало 70 семей в 64-х комнатах, вместивших около 270 человек.

Большая прибрежная территория усадьбы также претерпела большие изменения. По мнению С.С. Агеева, после Гражданской войны пространство бывшего сада изначально начали использовать в качестве городской свалки. Однако, согласно газете «Свердловский Рабочий», уже летом 1926 года там состоялось открытие «Сада Текстильщиков» (огород проживающих в усадьбе сотрудников Ленинской фабрики), впоследствии неоднократно менявшего своё названия на «Сад Союза рабочих связи» в 1929 году и «Сад Промкооперации» в 1938 году. Согласно газете «Свердловский рабочий», к лету 1926 года «в саду переоборудована сцена, построена площадка, буфет и кинобудка».

Большая усадьба Рязанова. 1924 г.
«Сад Промкооперации». 1930-е гг.
В 30-х годах XX века территорию занимают ещё несколько городских организаций. В кабинетах усадьбы отметились Областное отделение СоюзВинПром (Уралвинпромкомбинат), отделение Уральской Научно-испытательной станции связи, Сельэлектро и Управления связи. Работают санитарно-бактериологическая лаборатория, городской банно-прачечный комбинат и телефонная мастерская.

Ещё одним событием, повлиявшим на историю «Большой Рязановской усадьбы», стала прокладка трамвайных путей по улице Куйбышева и строительства моста через Исеть в 1936 году. В связи с этим территория усадьбы оказалась на 1,5 – 2 метра ниже уровня улицы. Это впоследствии уничтожило каменную ограду и погубило часть древесных насаждений, располагавшихся рядом с ней.

Об истории усадьбы в послевоенные годы сохранилось достаточно мало сведений. Известно, что начиная с 1940-х гг. на её территории располагалось спортивное общество «Спартак», а большинством территорий владели медицинские учреждения – противокоревая станция Облздравотдела и Областная санитарно-эпидемиологическая станция. Часть помещений занимал Производственный отдел МинПромСтройМатериалов РСФСР.
Стадион ДЮСШ «Спартаковец». 1963 г.
Зимой 1963 года на территории сада начали устанавливать канализационный коллектор. По завершении работ перепад высот между проезжей частью и территорией сада стал более плавным.

Сложно сказать, когда именно парк начал превращаться в пустырь, но ближе к 1990-м годам он уже находился в таком состоянии, о чём свидетельствует активная застройка этого места в период с 1990 по 2005 года. Сейчас на его месте находятся здание бывшего ресторана «Харбин» (Куйбышева, 38) и Екатеринбургский еврейский общинный центр «Синагога» (Куйбышева, 38/А). До лета 2021 года здесь же располагалась недостроенная гостиница «Дели».

Усадьба сейчас – это жилой дом с частными квартирами, который нуждается в срочном ремонте. Жильцы охотно делятся своими историями: про громкие совместные праздники во дворике, зловещих строгих старообрядцев в длинных чёрных одеждах, проживавших здесь кровавых преступников, найденные сокровища, подземные ходы к храму и к «Малой усадьбе» (они реально существуют). Много историй и про территорию сада.
«В 1950-е годы на территории современного пустыря росли дубы. Мы там часто ходили, жёлуди собирали. Ну а что? Мы были голодные, а жёлуди вкусные. Позже на этом месте жители стали высаживать картошку. Дети её часто воровали и пекли тут же, неподалёку. в бане, в шлаковых кучах».

***

«На месте современного ресторана «Дели» было довольно глубокое озерцо. Мы до него прогуливались с детьми, они кидали в него камушки. Грустно было, когда его засыпали. Года три-четыре грузовиками в этот откос возили землю – засыпали, выравнивали уровень с новыми трамвайными рельсами».
Подробные воспоминания про эту территорию оставил в своём канале и известный екатеринбургский художник Алексей Рыжков:
«Когда-то я бывал в этом дворике ежедневно. Была у меня там мастерская. Удивительный дворик, удивительное место! Я сидел на 3-м этаже дома, который выглядит двухэтажным. Там была грандиозная коммунальная квартира... Долго рассказывать. Там помнят Витю Махотина, который в 60-е записался евреем и работал сторожем в находящейся рядом, впоследствии сгоревшей синагоге. У Махотина тоже есть вид этого дворика, написанный с этой же точки. А местность вокруг? Это же Затерянный мир! Как-нибудь надо отдельный сериал сделать про этот кусочек города из моих картинок.
Алексей Рыжков
Берега Исети от Царского моста до улицы Куйбышева – очень знакомое мне место, если не сказать больше. Здесь мной нарисован чуть ли не каждый квадратный метр. Мальчишкой я любил бродить на этих берегах. Помню высокие стебли и горький запах полыни, странную, даже жутковатую пустынность, какой-то несуразный, крошечный домишко с рельефными коричневыми буквами на грязно-желтой стене: «Керосин». Напротив, через речку, гордо возвышались сооружения старого завода, похожие на средневековый замок. Это была особенная, отдельная, зачарованная местность. Трудно представить, что находится она почти в самом центре города.

У Царского моста приютился изящный потрепанный домик в стиле ампир с красивым кованым балконом. В этот удивительный домик, я попал позже, уже на излете детства. Там были мастерские художников, Свинкина, Калашникова, Сыскова, Филоненко. Здесь существовало тогда, трудно объяснимое ныне, своеобразное художническое братство. Художники были объединены не столько соседством, сколько искренней дружбой, общим направлением творческих исканий, а так же иллюзией общности своей судьбы. Старая скрипучая лестница, старинные двери, странные запахи, полумрак. Этот дом и заключенный в нем мир находились в полной гармонии с местом, которое его окружало. Так получилось, что некоторое время назад, в течение трех лет, у меня была мастерская все в том же очарованном уголке. В рязановском особняке, что стоит между баней на ул. Куйбышева и бывшем рестораном «Харбин». Путь из дома на работу и обратно, как будто возвращал меня в детство.

Многое изменилось, но ощущение заколдованности и затерянности этого островка в большом городе сохранилось и по сей день. Усталая Исеть медленно несла мимо меня свои отравленные воды. Кружили невесть откуда взявшиеся чайки. Вдохновенно квакали лягушки. На пыльной траве паслись две толстые пятнистые коровы. Однажды, идя в мастерскую, наблюдал буколическую сцену: двух купальщиц возле сточной трубы. Я потом нарисовал такую картинку, «Затерянный мир». Есть там и телебашня, и коровы, и купальщицы. На картинке не видно только, что были исетские русалки сильно выпивши. В дворике, в который я заходил через петербургски-достоевскую подворотню, ощущение затерянности и отдельности этого мирка еще усиливалось. В расхристанном, но уютном дворике приходит на ум уже не Достоевский, а Зощенко. И если уж вспоминать писателей, то мрачный подъезд с безумной алогичностью лестничных маршей, площадок, каких-то закутков, сундуков и с большой гильотиной наверху пробуждает в памяти произведения Кафки. Обитал я на третьем этаже дома, который с улицы выглядит двухэтажным. Странное у меня там было соседство. Очень быстро, на моих глазах, рядом выросла стройная колокольня Свято-Троицкого собора, и часто мою маленькую комнатку пронизывал мощный и торжественный колокольный гул. Из окна была видна близкая громада телебашни. Что еще было вокруг? Причудливо извивались драконы на китайской крыше, споря с инженерной конструкцией купола цирка. На ближнем берегу скромно поджидали посетителей баня и психдиспансер. Старожилы этих мест часто поминали художника Виктора Махотина. Этот русский человек по странному влечению души записался в евреи и работал сторожем в синагоге. Синагога была тут же, в двух шагах. Как раз там, где ее нынче вновь построили.

Не уверен, что мне удалось убедить читателей в привлекательности поймы Исети между двумя мостами. Как-то там диковато и абсурдно. Но вот что удивительно: время идет, место все время изменяется, лягушки больше не поют, там, где паслись коровы, уже лежит асфальт. Но зачарованность этого затерянного уголка все та же. Я очень надеюсь, что, несмотря на многочисленные разрушения, своеобразие и неповторимость нашего города уцелеет, и он не превратится окончательно в безликий, трагически не помнящий родства, бесчеловечный мегаполис».

Алексей Рыжков
Алексей Рыжков
Усадьбу воспевали многие художники, к примеру, Алексей Ефремов и Виктор Добровольский. А в 2023 году благодаря проекту «Галерея Рязановых» коллекция пополнилась картинами ещё более 20 авторов.
Алексей Михайлов
Андрей Салов