Кручу в голове слова «Юго-Запад». Аналогии с чем-то теплым, как южный ветер, и комфортным, как целый западный мир. «ЮЗ» пахнет свежим бетоном и кажется его обитателям, переехавшим сюда из коммуналок и бараков с печным отоплением, центром мировой цивилизации. Некоторые дети, выросшие здесь в шестидесятые-семидесятые года, стали известными писателями. Герои их произведений иногда попадают в места, в которых узнается Юго-Запад.
«А «Черный квадрат», если кому интересно, звучит как скрипнувшая дверь и запах имеет несомненно гудроновый – Вера помнила, как в Эрмитаже «квадрат» напомнил ей о детстве, когда они с Юлькой жевали гудрон в тенистых дворах Посадской». Из романа Анны Матвеевой «Завидное чувство Веры Стениной».
ДО ЮГО-ЗАПАДА
В начале XIX века на территории Юго-Запада обнаруживаются лишь Черемшанское и Камышенское болота. Причем Камышенское частично заходит на территорию города в районе «Тихвинского девичего монастыря с отведенными к оному местами и кладбищем».
Спустя сто с небольшим лет на месте болот мы уже видим торфяники (Замонастырский и Симоновский) – началась добыча топлива для электростанций. Есть и целый ряд объектов: Ивановское кладбище с примыкающим к нему Собачьим двором, Магометанское кладбище, Кирпичный завод, Скотское кладбище на месте бывшего слива нечистот и щедро разбросанные посёлки самовольной застройки с огородами – так называемые «нахаловки».
«Нахаловки» появились в раннем Свердловске в ответ на стремительный рост населения. В 1923 году город стал столицей только что созданной, огромной Уральской области, и в Свердловск хлынули люди. Мест для жилья не хватало, районы самовольной застройки буквально окружили город. Люди селились в землянки. Местные власти пытались с этим бороться, но почти безуспешно.
На карте 1947 года уже видна планировка нынешнего Цыганского посёлка и улица Сталинградская (ныне – Волгоградская). Скотомогильник всё ещё есть.
Планы Екатеринбурга: 1805 г., 1947 г.
План Свердловска, 1927 г. Из коллекции Государственного Архива Свердловской Области
ИСТОРИЯ ЗАСТРОЙКИ
Во второй половине 50-х годов XX века взгляды городских властей обратились в эту сторону. Случайно или неслучайно – сказать сложно, но вектор застройки в эти годы в Москве и в Свердловске указывал в одном, Юго-Западном направлении. Есть и несколько вполне объективных факторов, сыгравших роль. Торфяные разработки постепенно были остановлены. Заброшенные торфяники становились потенциально пожароопасными и к тому же непригодными для сельскохозяйственных нужд. Осушать болотистые местности уже научились, причем был выбран проект постепенной осушки, а не одновременной – как более дешевый и не оставляющий возможности возникновения пожаров на уже осушенной, но еще не застроенной территории.
Впервые в истории нашего города масштабное жилищное строительство велось не для нужд завода или иной ведомственной структуры. Четкий градостроительный план был ориентирован на «большого заказчика» – трудящегося Страны Советов.
Можно выделить два основных этапа проектирования и застройки, в результате которых сложился современный Юго-Западный микрорайон Екатеринбурга. Первый – 1959 год. Реализован под руководством Яшунского Евгения Борисовича (главный архитектор проекта), который впоследствии стал широко известен именно благодаря своему комплексному подходу в градостроении. Проектировалась застройка в границах Московская – Волгоградская – Дерябиной – Репина.
Второй этап – 1969 год. Выполнен под руководством Орлова Бориса Николаевича (автор проекта нового ДК «Уралмаш», памятника Малышеву) и Масленникова Леонида Борисовича (автор проектов ресторана «Космос», реконструкции стадиона «Динамо»). Они проектировали жилой массив «Симоновский» (от Медгородка на Юго-Восток в сторону улицы Амундсена), при этом планировалось сохранить не менее 9 гектаров леса.
Вернемся к середине пятидесятых и попробуем воссоздать их атмосферу. Тогда, пожалуй, впервые советская власть повернулась лицом к народу и стала строить благоустроенное жилье. «Квартирный вопрос» стоял очень остро, ведь десятилетие спустя после окончания войны без жилья все ещё оставалось около 20 миллионов человек. К тому же солдаты-победители в Европе увидели, что «угнетенные» рабочие Запада живут лучше их «свободных» советских собратьев. Это строительство было овеяно небывалым романтизмом.
4 ноября 1955 года вышло знаменитое постановление «Об устранении излишеств в архитектуре и строительстве». Архитектуру объявили вредной наукой. Министерство архитектуры переименовали в Министерство строительства и архитектуры. Главная роль стала отдаваться строителям, а не архитекторам. Наступила эра домостроительных комбинатов, которых по всей стране построили 400 штук. Изготовление стеновых панелей велось в вертикальных кассетах. Дом с колес собирали за 12 дней, а в Ленинграде умудрились возвести за 5 (правда, про качество ничего неизвестно).
Был рассчитан так называемый коэффициент «К1»: отношение жилой площади к общей. Из 30 квадратных метров 21 должен быть жилой. Экспериментальной площадкой был выбран московский район «Черемушки», расположенный на Юго-Западе столицы. Впоследствии все новые районы по стране стали называть «Черемушками». Здесь были опробованы новые жилищные нормы.
Заметка из «Уральского рабочего»
Например, было зафиксировано: чтобы свободно встать из-за стола, необходимо хотя бы 25 см до стены. Особому уменьшению подвергся туалет. Когда Хрущеву предложили расширить его, он сказал: «Ничего, я пролез и другие пролезут». Специалисты сектора массового жилища Академии наук СССР рассчитали, что на человека нужно 50 см штанги в платяном шкафу (это максимум!). В те же годы появился анекдот, что по ужатым донельзя лестницам нельзя было спустить гроб.
Карта из личного архива Б. Н. Ельцина. Предоставлена Архивом Президентского центра Б. Н. Ельцина
Однако с поставленной перед собой задачей «хрущевское домостроение» вполне справилось. За 1955-1964 годы новоселами стали 54 миллионов человек.
Строительство свердловских «Черемушек» на месте бывших болот в юго-западной части города велось помикрорайонно. Кстати, Борис Николаевич Ельцин в шестидесятые как раз трудился сначала главным инженером, а потом руководителем Свердловского домостроительного комбината, поэтому в его личном архиве сохранилась карта застройки 2, 3, 4 и 5 микрорайонов.
Сначала сдавались так называемые «нулевые циклы» домов, потом панелевозы доставляли готовые внешние и внутренние стены будущих домов, в которые на комбинате монтировалась даже электропроводка. На монтаж 60-квартирного дома отводилось 20 дней, а еще через два месяца его должна была принимать государственная комиссия.
Газеты того времени пестрят заголовками: «Город шагает на пустырь», «На месте болота – жилье», «Улица смотрит в будущее», «К солнцу тянутся этажи». Есть и более боевые: «Наступление на Юго-Западе» и даже «Дезертир», например. Строительство велось ударными темпами. За год сдавалось по 100 тысяч квадратных метров нового благоустроенного жилья.
ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ЭТАПЫ ЗАСТРОЙКИ
Начало проектирования Медгородка – 1966 год
Первое упоминание в газете «Вечерний Свердловск» о проектировании институтом «Свердловскгражданпроект» большого медицинского комплекса на 1500 мест относится к февралю 1966 года. Стройка стартовала годом позже. Причем остановка общественного транспорта «Медгородок» уже была, хотя самого медицинского кластера, как бы выразились сегодня, еще не было. Речь идет о современных корпусах Городской клинической больницы № 40. Возведение Свердловской областной клинической больницы № 1 началось позже. Можно считать, что основное строительство было завершено к 1977 году. Исторически для нашего города это был уже второй Медгородок.
Первый сформировался в двадцатые-тридцатые годы вокруг нынешнего ансамбля Площади Коммунаров.
В 1988 году Медгородок дополнился еще одним уникальным центром – Свердловским филиалом Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза». Он стал седьмым в едином комплексе МНТК «Микрохирургия глаза», основанного академиком Святославом Николаевичем Федоровым. За 30 лет работы в Центре проконсультировано более 5,5 миллионов и пролечено более 900 тысяч пациентов.
Строительство производственных корпусов НПО «Автоматика» на улицах Начдива Васильева и Серафимы Дерябиной
Справа: Первые 16-этажки города на Ясной 28 и 30. Фото: Сергей Потеряев
Старожилы вспоминают, как в середине 70-х на улице Серафимы Дерябиной солдаты построили казармы, и началось возведение корпусов суперсекретного «почтового ящика». Так называли Научно-производственное объединение автоматики, которое сегодня носит имя своего основателя академика Семихатова. Именно здесь разрабатываются и изготавливаются системы автоматики для российских космических аппаратов. Так «спальный» район оказался тесно связан с космическими просторами.
Юго-Западный район стал чемпионом по высотной застройке. Здесь появились первые в городе панельные 9-, 12- и 16-этажные дома. Мы не берем в расчет «конструктивистские небоскребы», построенные в центре города в 20-30-е годы – речь идет именно о массовом жилищном строительстве.
В 1976 году наш город преодолел планку 16-этажной застройки именно на перекрестке улиц Ясная и Шаумяна. Здесь, по адресу ул. Ясная, 28 и 30, появились две первые в городе шестнадцатиэтажки.
ИЗ ИСТОРИИ ТРАНСПОРТНОГО ДВИЖЕНИЯ В РАЙОНЕ
Из Юго-Западного микрорайона легко добраться практически во все точки нашего города. Давайте, вспомним, как сформировалась эта транспортная сетка.
1964 – до автостанции на Посадской пошли 12 и 14 автобусные маршруты (ЛиАЗ). 1966 – троллейбус с улицы Репина продлили до Посадской: 2 маршрут (ЦПКиО – Посадская) и 3 маршрут (УЗТМ – Посадская). 1970 – 7 троллейбусный маршрут.
«Троллейбусы подплывали один за другим, как медленные корабли: «тройка», «семёрка», «двойка». «Тройка, семерка, туз…» – крутилось у Юльки в голове. Она совсем не умела ждать. Это получалось у нее плохо». Из романа Анны Матвеевой «Завидное чувство Веры Стениной».
1973 – улица Бардина еще грунтовая, но по ней уже пустили 38, 41 и 18 маршруты до конечной остановки Серафимы Дерябиной. 1973 – к 7 ноября (к 250-летию города) по улице Белореченской, по вновь построенной трамвайной линии, был пущен 26 маршрут, который так и назывался «Юбилейный». 1974 – добавили 1 маршрут трамвая.
«Как-то ехала я с последней пары из УПИ, часов так в десять вечера, в полупустом трамвае. Около каменной стены заскакивают солдатики с оружием, оглядывают вагон и объясняют, что тут из тюрьмы кто-то через забор перемахнул. После ещё одного эпизода я решила на последнюю пару не ходить. Меня в деканате поняли и простили». Из воспоминаний жительницы Юго-Запада Марины Медведевой.
Виды из окна трамвая Гурзуфская – Посадская – Белореченская
1980 – сдан в эксплуатацию мост над Серафимы Дерябиной, и в ноябре запущена трамвайная ветка Медгородок – ВИЗ. По ней пустили 3 и 21 маршрут.
Запуск трамвайной ветки Медгородок – ВИЗ
ПАРКИ И СКВЕРЫ
Градостроители, планировавшие районы новой застройки в 50-60-е годы прошлого века, понимали, что утилитарность их зданий превалировала над архитектурными изысками. Поэтому они сразу же закладывали в проекты большие площади озеленения, призванные своей природной красотой скрывать нехватку красот архитектурных.
В итоге на территории района расположено сразу три крупных парка, все три – «именинники»: имени 50-летия ВЛКСМ, имени Архипова и имени Чкалова. А еще сразу за Объездной дорогой раскинулся огромный Юго-Западный лесопарк. Посередине улицы Посадской разбита прекрасная аллея, в которой любят отдыхать местные жители.
Не так давно обрел свое имя сквер перед домом 93 по улице Шаумяна. Знаменитого армянского композитора Авета Тертеряна в трудные для его Родины годы приютил Урал.
Он трудился на кафедре композиции Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. Вот одна из цитат, характеризующая его уникальный композиторский стиль:
«Я не знаю, что именно нас ожидает. Может, будут падать звезды и издавать прекрасные звуки. Никто не скажет сегодня, какой будет музыка будущего. Но музыка будет. И она будет прекрасной».
Он, несомненно, оказал сильное влияние на екатеринбургских коллег и учеников. В городе прошло несколько фестивалей, посвященных его творчеству. Почетный консул Армении в Екатеринбурге провел в сквере первый субботник. Так, этот кусочек улицы Шаумяна становится все ближе к далекой Армении.
Парки Юго-Западного микрорайона. Фото: Юрий Прохоров
НЕЙМИНГ МИКРОРАЙОНА
«Пройду по Белореченской, сверну на Волгоградскую»…
Названия улиц района таят немало загадок. Например, что за Белая речка дала имя улице Белореченской? Или на месте какого посада возникла улица Посадская?
Навскидку горожане выдают удивительные версии о том, что строительство вели выходцы из Башкирии и в тоске о знаменитой реке Белой назвали в честь нее новую улицу в Свердловске. Или о том, что на соснах во дворах туда-сюда скачут белки, а уже отсюда появилось краткое наименование улицы – «Белка». Известна и такая версия: в конце улицы расположен Медгородок, в который по утрам медики в белых халатах потоком, как река, идут на работу.
Улица Белореченская
Парк имени 50-летия ВЛКСМ в народе прозвали «Собачьим». Тут все более-менее понятно: гуляют с собачками – вот и «Собачий». Большинство местных жителей своим лучшим детским воспоминанием считают именно этот парк. Прудик, оставшийся от спрятанной в трубу речки Монастырки, был вполне пригоден летом для купания. На берегах его отдыхали советские труженики с детьми. На огромных полянах с одуванчиками играли в бадминтон, футбол или волейбол, а по соседству паслись коровы и лошади из близлежащего Цыганского поселка.
Писательница Анна Матвеева, выросшая на Юго-Западе, позволила одной из героинь своего романа «Завидное чувство
Веры Стениной» пройти «по главной аллее с таким гордым видом, как будто это не Собачий парк, а как минимум Люксембургский сад».
Вернемся на улицу Посадскую. Ее молва нарекла коротко «Посадом». Здесь можно провести аналогию с посадами старых русских городов, где эта часть поселения располагалась обычно за крепостными стенами и заселялась торговцами и ремесленниками. Ведь этот район начал строиться как бы за старыми границами города и заселялся «мастеровыми людьми» советской эпохи.
Улица Посадская
Уже где-то в середине нулевых над «Посадом» вознесся своей шляпкой «Гвоздь». Так прозвали здание жилого комплекса «Гулливер» на ул. Московская, 70. Высотой почти в сто метров и 25 этажей он действительно выглядит как великан среди соседок-«хрущевок». Да и форма крыши у него «гвоздеобразная».
По другую сторону «Посада», на границе старого Ивановского кладбища, на месте, где «город шагнул на пустырь», расположился другой объект народного острословия – котельная на Гурзуфской.
Четыре ее мощные трубы, постоянно украшающие горизонт широкими дымовыми шлейфами, достойны палубы корабля.
Они разной высоты и выкрашены соответствующе – в красно-белую полоску, а ленточные окна по всему объему здания напоминают ряды иллюминаторов. А вот имя этого корабля дано в созвучии с эпохой. В 60-70-е годы в центре внимания был крейсер «Аврора». Со второй половины 90-х, вслед за выходом на экраны знаменитого фильма Джеймса Кэмерона и общей потерей интереса к революции 1917 года, «Аврора» стала «Титаником». Но наш «Титаник» стойко держится на плаву и снабжает теплом огромный микрорайон.
ЖК «Гулливер». Фото: Сергей Потеряев
Котельная «Титаник». Фото: Сергей Потеряев
Другой топоним, имеющий изначально революционный оттенок, это кинотеатр «Буревестник». Не менее двух десятков лет над районом реял силуэт этой птицы на фоне экрана, строчки о гордой судьбе которой школьники раньше заучивали наизусть. «Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный…». Народу было лень выговаривать длинное слово, поэтому его сокращали: кто до «Бурелома», кто – до «Бурика», в зависимости то того, какой эмоциональный оттенок хотели придать.
В наши дни имя бывшего кинотеатра унаследовал торговый центр. Сам кинотеатр был разрушен до основания в конце нулевых, унеся с собой наши воспоминания об очередях в кассы за билетиком на культовый фильм типа «Вождей Атлантиды» или приеме в пионеры на школьном сборе, а также необыкновенно вкусных мороженках из буфета по 10 копеек.
«Буревестник» в разные годы.
Путеводитель по Юго-западному
Также мы проводим экскурсии по Юго-Западному, следите за обновлениями тут.