История: Визовский
Верх-Исетск: Путеводитель по промышленной архитектуре
Верх-Исетск: Путеводитель по промышленной архитектуре
О заводе-памятнике
Верх-Исетский завод был построен в 1726 году. В 1758 году он был приватизирован, а в 1774 году попал в руки семьи Яковлевых, которые владели им до революции. В XIX веке завод подвергся нескольким реконструкциям и модернизациям. В советское время дореволюционные цеха активно использовались по прямому назначению, и только лишь в последние десятилетия функционал их поменялся. Таким образом, до наших дней сохранился целый металлургический комплекс, в основном построенный в XIX веке, большинству зданий которого решением Свердловского облисполкома №535 от от 31 декабря 1987 года был присвоен статус памятников архитектуры. Совершить виртуальное путешествие по цехам Верх-Исетского завода помогут фотографии, сделанные в 1980-е годы.

Плотина Верх-Исетского пруда
Построена в 1726 году, но с того времени много раз подвергалась реконструкции. «В настоящее время шлюзы старых прорезов не сохранились, а новый выполнен в железобетонном исполнении. Представляют историческую ценность сохранившиеся подпорные стенки плотины и каналов, облицованные камнем» [1].
Заводоуправление Верх-Исетских заводов
Инициатором строительства каменного здания выступил Алексей Иванович Яковлев. Здание начали строить в 1816 году. Автором проекта заводоуправления был, скорее всего, Степан Багарядцев. В основном здание было закончено в 1828 году. «Центральный корпус был отмечен шестиколонными портиками ионического ордера, фронтонами и башенным завершением со шпилем. Боковые корпуса имели четырехколонные портики и фронтоны. В 1839 году фундамент южной полвины здания был разрушен, и осталась северная и центральная часть» [2]. В таком несимметричном виде здание дожило до советского времени, когда его надстроили до трех этажей.
Корпус вспомогательных производств
Очень условное обозначение. Считается, что изначально использовался как конный двор. Здание нанесено на генплан Верх-Исетского завода 1808 года [3], то есть появилось до 1808-го. В дальнейшем этот корпус использовался как заводская управа, столярная, плотничная, магазин, цех огнезаливных машин. В советское время, в 1930-1960-е года здание было существенным образом перестроено.
Цех доменный и механический
«Построен в 1860-е года по распоряжению владелицы завода Надежды Алексеевны Стенбок-Фермор. Цех был оборудован многочисленными станками. Действовали они от паровой машины в 12 лошадиных сил. Цех выполнял разнообразные заказы заводов и приисков Урала на постройку паровых машин, котлов, турбин, локомобилей, воздуходувок, прокатных станов, ковшей и др» [4].
Фабрика литейная, механическая и слесарная
Отмечена на генплане Верх-Исетского завода 1826 года [5]. «В 1845 году комплекс построек доменного цеха, в который входила фабрика, реконструируется. Разбирается здание южной доменной печи, а литейная наращивается в сторону плотины на ее месте.
В период с 1920 по 1960 годы здание значительно искажается в ходе модернизации литейного производства, у оконных проемов южного фасада закладываются полуциркулярные завершения, для установки мостового крана, стены здания наращиваются, при этом заменяются перекрытия и кровля, закрывается весь северный фасад» [6].
Фабрика плющильная с магазином листового железа
На плане 1826 года отмечена как вновь строящееся здание [7]. В конце XIX века к фабрике пристраивается магазин листового железа для складирования готовой продукции. «Зальный объем фабрики после 1920-х годов расчленяются на 2 этажа с мелкими комнатами вспомогательного назначения. Южный пролет магазина разгораживается на ряд небольших помещений. Разбирается северный фронтон фабрики, переделывается на прямоугольные проемы. К восточному фасаду пристраивается новое здание» [8].
Цех кричный северный
В 1839 году северная кричная фабрика значилась как «новоустроенная» [9]. «В конце XIX века при перестройке цеха под листопрокатное производство увеличена ширина цеха за счет продолжения на запад северной стены, ликвидированы ларь и водяные колеса, кричные горны и молоты. В 1950-1970-е года разобрана западная часть цеха, старая северная стена не месте которой построена новая. Южный пролет оборудован металлическим каркасом для устройства мостового крана, заменены фермы покрытия западной части цеха, кровли. Частично изменена форма оконных и дверных проемов, проложены различные наружные коммуникации» [10].
Цех кричный южный
Построен к 1825 году. «Цех отличался от подобных новизной решения. Все вододействующие молоты были распространены вдоль северной и южной стен, а горны, сложенные на четыре огня – посередине, это в два раза увеличивало производство железа. В конце XIX в. при переоборудовании цеха под пудлинговое производство разобраны внутренняя продольная стена и стоявшие вдоль нее водяные колеса и молоты, находившееся вдоль северной стены» [11].
Автор: Евгений Бурденков
Источники
Источники:
[1]А. А. Стариков, А. С. Задорожный. Паспорт памятника истории и культуры СССР. Верх-Исетский металлургический завод. Плотина заводского пруда. 1987
[2] Н. Б. Козюк. Паспорт памятника истории и культуры СССР. Верх-Исетский металлургический завод. Заводоуправление. 1985
[3] ГАСО ф.59, оп.5, л. 11451
[4] А. А. Стариков, А. С. Задорожный. Паспорт памятника истории и культуры СССР. Верх-Исетский металлургический завод. Цех доменный и механический. 1987
[5] ГАСО ф. 72, оп. 1., д. 1456
[6] А. А. Стариков, А. С. Задорожный. Паспорт памятника истории и культуры СССР. Верх-Исетский металлургический завод. Фабрика литейная, механическая и слесарная. 1987
[7] ГАСО ф. 72, оп. 1., д. 1456
[8] А. А. Стариков, А. С. Задорожный. Паспорт памятника истории и культуры СССР. Верх-Исетский металлургический завод. Фабрика плющильная с магазином листового железа. 1987
[9] ГАСО ф. 72, оп. 1, д. 2480, л. 32
[10] А. А. Стариков, А. С. Задорожный. Паспорт памятника истории и культуры СССР. Верх-Исетский металлургический завод. Цех кричный северный. 1987
[11] А. А. Стариков, А. С. Задорожный. Паспорт памятника истории и культуры СССР. Верх-Исетский металлургический завод. Цех кричный южный. 1987