Микрорайон
ВОКЗАЛЬНЫЙ
Исторический лонгрид
Микрорайон

Вокзальный

Исторический лонгрид
Вокзал, железная дорога, поезда… Какие ассоциации у вас возникли? Романтика и неприкаянность, жажда путешествий и чувство родины, грусть расставаний, но радость встреч, предвкушение новых открытий. Таков и Вокзальный микрорайон – очень разный. В этом лонгриде вы найдете наиболее важные и интересные сюжеты.
Привокзальная площадь, Под варежкой
Привокзальная площадь, 70-е годы.
Фото Е. М. Бирюкова
Вокзальный завокзальному рознь
Для начала немного о границах Вокзального. Они проходят по улицам Черепанова, 3-го Интернационала, вдоль рек Ольховка и Исеть, по улицам Челюскинцев, Восточная, а на севере – по железнодорожным путям. Некоторые относят к Вокзальному территорию за ж/д путями, однако это ошибочная версия. В справочниках по улицам Свердловска есть четкое разделение на «Вокзальный микрорайон», включающий
территорию бывших поселков Привокзального и Октябрьского, и «Горнозаводский микрорайон», состоящий из бывших поселков Горнозаводского и Звезда. Многочисленные железнодорожные ветки являются границей между двумя самобытными микрорайонами.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Старый вокзал Екатеринбурга
Здание старого вокзала.
Из коллекции Государственного Архива Свердловской Области
Название района говорит само за себя и связано с возникновением в городе железной дороги, которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие Екатеринбурга. В 1860-е годы появились первые проекты, в 1870 году комитет железных дорог признал ее необходимой, а в 1874-м было создано акционерное общество для ее возведения. Строительство дороги потребовало больших вложений сил и средств.

Наконец в октябре 1878 года произошел пуск Уральской горнозаводской железной дороги, а дальше процесс пошел, как состав по рельсам. Практически сразу появилось замечательное здание первого вокзала по проекту П. Шрейбера (а в Перми его брат-близнец). Им восхищались современники, а теперь можем, благодаря умелым реставраторам, восхищаться и мы. У здания интересная судьба. Оно было и многофункциональным комплексом с залами ожидания для пассажиров разных классов, дамскими комнатами, апартаментами для высокопоставленных гостей, почтой и телеграфом. Было и воинским вокзалом, отправлявшим солдат на фронт двух мировых войн и в отдаленные места службы. Какое-то время там находился даже штаб Красной армии, а сейчас это замечательный и атмосферный Музей Свердловской железной дороги.

Многие вокзалы того времени были выстроены в псевдорусском стиле и напоминают нечто сказочное, игрушечное. Возможно, и железная дорога тогда воспринималась людьми в этом ключе. Вблизи вокзала в конце XIX века стали появляться и другие объекты, связанные с функционированием железной дороги и наполнившие первый «привокзальный поселок».
Это и здание депо (уже несколько раз перестроенное), и контора при нем, и водонапорная башня, которая перед Первой мировой обзавелась более крупной «подружкой», другие станционные постройки, и, конечно, дома железнодорожников.

Железная дорога, как быстрорастущее дерево, обзаводилась все новыми и новыми ветками. В 1885-м Екатеринбург соединили с Тюменью, через десять с небольшим лет – с Челябинском, а вскоре через него и с Сибирью, потом через Пермь с русским севером. Наладилось сообщение и с другими уральскими городами. Быстрыми темпами рос поток грузов и пассажиров. На улице Северной (ныне – Челюскинцев) в начале XX века создают Товарную станцию или «Товарный двор». В последние годы станция стала затухать, и поползли слухи о передаче ее территории под жилую застройку, а когда-то перед ее симпатичными въездными воротами выстраивались целые колонны большегрузов, прибывших за товаром.

Со временем стал тесен и вокзал. Решили строить новый – немного западнее, по той же линии, которая еще не была улицей Вокзальной. Здесь впервые появляется одно из главных действующих лиц нашей истории – Константин Трофимович Бабыкин. Именно он проектирует новый екатеринбургский вокзал, открытый в 1914 году в стиле функционального модерна.
Новый вокзал, 20-е годы.
Из коллекции Музея истории Екатеринбурга
Новый стиль должен был символизировать возрастающую промышленную мощь Урала, но Урал вскоре стал настолько «мощным», что и этот вокзал стал ему маловат. Спустя чуть более 20 лет появились планы перестройки и переноса вокзала: предлагали восточное завершение улицы Ленина или даже Плотинку! Решили все-таки модернизировать существующий. Архитекторы Смирнов и Валенков не только достроили второй этаж, но и добавили колонны, превратив бабыкинский проект в неоклассическое сооружение.

Новый вокзал, 40-50-е годы.
Из коллекции Государственного Архива Свердловской Области
Новый вокзал Екатеринбурга
Новый вокзал, 60-е годы.
Из коллекции Государственного Архива Свердловской Области
Новый вокзал Екатеринбурга
Действующий вокзал в наше время, западный пристрой.
Фото: Сергей Потеряев
Проходит еще 20 лет – новая реконструкция: архитекторы Государственного института по проектированию транспорта за 1959-1962 годы добавляют вокзалу «крылья». Пристройки удачно соединены с основным зданием с помощью арок, выполняющих и эстетическое, и практическое назначение – обеспечивают прямой выход на перрон. Вокзал, конечно, не «взлетел», но стал больше по площади и удобнее.

Впрочем, и этого оказалось мало, потому что город не прекратил расти. Еще 20 лет – и вновь не хватает помещений (прежде всего, для пассажиров пригородных поездов). В. Р. Рабинович, приложивший руку к предыдущей реконструкции, и его сотоварищи из Гипротранса решают сделать новый пристрой: по сути, отдельное здание со своей архитектурой и планировкой, но примыкающее к существующему с западной стороны.
Однако настали тяжелые времена, финансирование сократилось, и стройка растянулась на целых 10 лет. Его открыли только в 1995 году, а через два года решили вновь заняться основным зданием, внутренности которого изрядно обветшали. Реконструкция продолжалась не один год: были полностью заменены перекрытия, обновлен дизайн интерьеров, залы оборудованы умными технологиями. Это вдохнуло новую жизнь в старый-новый вокзал, а его старшего «брата» примерно в это же время отреставрировали и превратили в музей.

Новый вокзал Екатеринбурга
Здание старого вокзала сегодня.
Фото: Сергей Потеряев
ЭЛИТНЫЕ БАРАКИ, ОБРЕЧЕННЫЙ КВАРТАЛ И СЕВЕРНАЯ УЛИЦА
С ростом и развитием железной дороги неуклонно росло число и ее сотрудников, которым нужно было где-то жить. В городе появляются новые поселки, некоторые из которых были заселены почти сплошь железнодорожниками и членами их семей. В границах Вокзального возник поселок вблизи вокзала, поселок железнодорожников на Стрелочников и Октябрьский поселок. Деревянные рубленые дома на Стрелочников построены в
1924-26 годах и считались в то время одними из лучших в городе. Это было «элитное» жилье для начальства и передовых работников Пермской железной дороги. Правда, заселение происходило обычно не поквартирно, а покомнатно; на кухне стояли печки, центрального отопления и водоснабжения не было, а вместо туалетных удобств – дырка в полу, но многие в то время жили в гораздо худших условиях. Из плюсов можно назвать просторные комнаты, хорошую теплоизоляцию и добротное качество срубов, о чем свидетельствует тот факт, что большинство этих домов стоит до сих пор.
Жителей хотели расселить еще в 80-е, но взрыв на Сортировке спутал планы городских властей: в жилье нуждались сотни других людей. Периодически ходили новые слухи о сносе, но дома до сих пор стоят, образуя необычный уголок старины и провинциального уюта почти в центре города. Благо, теперь вместо печек – электроплиты, вместо сараев – детская площадка и теплицы, а в начале 90-х после капитального ремонта появились нормальные туалеты и ванные комнаты. Кто-то из жильцов с нетерпением ждет расселения, другие смирились или просто сдают комнаты трудовым мигрантам. А некоторые вполне довольны своими «коттеджами», как они их называют, и не хотят менять уютный двор с теплицами и мангалами на безликие «каменные джунгли».
Мурал Стенограффии
Дома на улице Стрелочников.
Фото: Сергей Потеряев
Внимание к этому кварталу со стороны журналистов и обывателей многократно возросло после фестивалей «Стенограффия» в 2015 и 2016 годах. Стены сразу нескольких домов украсили символичные работы уличных художников, удачно вписанные в ландшафт.


Октябрьскому поселку первоначально повезло меньше: он состоял почти целиком из деревянных бараков – в прямом смысле. Семьи ютились в неказистых деревянных домиках, напоминающих сараи. Первой ласточкой каменного многоквартирного строительства в поселке стал загадочный дом на Некрасова, 8. У него необычная архитектура, свет во всех подъездах включался только из второго, а сквозь отпавшую штукатурку в одних местах проглядывают кирпичи, а в других – шлакоблоки. Одна из местных жительниц во время спонтанного интервью поведала, что когда-то здесь было два коротких дома, которые в 50-е объединили в один длинный.
Дома на улице Стрелочников.
Фото: Дмитрий Киряев
Жилой дом на ул. Некрасова, 8.
Фото: Дмитрий Киряев
В 1937 году большинство улиц Октябрьского поселка были переименованы и получили современные названия. Большая Октябрьская стала Гражданской, Малая Октябрьская – Среднеуральской; Советская, как одноименная с улицей
в современном Пионерском, получила название Некрасова, а Комсомольскую переименовали в Кимовскую (в честь Коммунистического интернационала молодежи).
Документ о переименовании улиц в 1937 году.
Из коллекции Государственного Архива Свердловской Области
В этом перечне переименований нет улицы Печерской. Скорее всего, она появилась в 40-е годы и была названа в честь открывшейся в то время Печорской железной дороги. В начале 50-х именно на ней появился квартал двух-трехэтажных домов для работников организаций, связанных с железной дорогой, таких как Уралгипротранс и Уралстройпуть. Для людей было счастьем переселиться из бараков и коммуналок в отдельные квартиры. Правда, изначально там тоже стояли на кухне печки, которые быстро поменяли на газовые, а в ванной колонки для нагрева воды. Отопление шло до начала 60-х от котельной, располагавшейся в одном из домов.
Среди местных жителей ходит легенда, что их дома строили пленные немцы, но больше похожа на правду версия М. М. Садыковой, которая утверждает, что дома строили с привлечением учащихся ремесленного училища. Ее семья, вселившись, столкнулась с многочисленными недоделками, неудобными оконными рамами и большими щелями. По крайней мере, так было с домом по адресу Печерская, 6. У этих домов были свои дровяные сараи и заборчик с калиткой. В уютном дворике с беседкой проходило общение соседей, игры и решение насущных проблем. Сейчас большая часть жильцов расселена, и дома, скорее всего, в ближайшее время будут снесены. На их месте компания «Брусника» планирует постройку высотного жилого комплекса.
Жилые дома на ул. Печерская 6 и 6а.
Фото: Сергей Потеряев
Отдельного внимания заслуживает улица Челюскинцев, названная в честь героев арктической экспедиции и их спасителей. До 1934 года она называлась «Северной», что соответствовало ее географическому положению на карте города. На этой улице сосредоточено очень много интересных зданий, большинство из которых тоже связано с железной дорогой. Многоэтажное строительство началось на ней с возведением в 1925-1928 годах здания Управления Пермской железной дороги по проекту К. Т. Бабыкина, ставшего архитектурной доминантой и одним из символов района. Рядом с ним почти одновременно возвели многоквартирный дом для руководящего звена дороги. Оба здания построены со значительным отступом от красной линии застройки, и почти сразу перед ними были разбиты скверы, пользовавшиеся популярностью у местных жителей.

Управление Пермской ж/д, 1930-е годы.
Фото: 1723.ru
Дома на ул. Челюскинцев слева от вокзала, 1980-е годы.
Из коллекции Музея истории Екатеринбурга
Дорожный центр Управления перевозками.
Фото: Сергей Потеряев
В 30-40-х годах на другой стороне улицы были построены несколько жилых домов с элементами конструктивизма и неоклассики. На первом этаже эффектного дома под номером 60, построенного по проекту В. Безрукова, вскоре разместился популярный гастроном №5, а также магазин канцтоваров, аптека и парикмахерская.

В начале 60-х по плану реконструкции Привокзальной площади, выполненному архитекторами Уралгипротранса при поддержке начальника дороги Егорова, справа от нее вырос квартал пятиэтажных домов, а слева построили только один подобный дом.
Архитектурное завершение улицы Свердлова после долгих споров было решено сделать в более интересном ключе. В 1967-68 годах на Челюскинцев появилось четыре 10-этажных дома с оригинальными козырьками на крыше, соединенные на уровне первого этажа 200-метровой торговой галереей.

В 80-е годы на улице выросли административные здания Вычислительного центра железной дороги и Уралжелдорпроекта. Уже в наши дни вблизи Северного автовокзала появился Дорожный центр управления перевозками – «умное» здание в стиле хай-тек.
КОЧУЮЩИЕ ШКОЛЫ
В Вокзальном микрорайоне две школы – №155 и №208, когда-то это были знаменитые вторая и третья железнодорожные школы. Только в 1996 году они были муниципализированы и получили современные номера. 208-я школа ведет свою историю аж с 1906 года, когда на 4-ой Мельковской (современная Азина) возникло одноклассное училище Пермской железной дороги. После революции оно было переименовано в 31-ю советскую железнодорожную школу, которая вскоре разделилась на три поменьше с общим центром управления. В 1935-36 годы на улице Челюскинцев была построена новая большая школа на 780 учащихся, которой присвоили номер 3. Вторая школа с 40-х годов находилась в здании на Братьев Быковых, 34а, деля его с железнодорожным техникумом и помещениями строительной части железнодорожных войск. Ее закончил космонавт В. Г. Лазарев.
В годы войны в здание школы на Челюскинцев, 90 переехала железнодорожная поликлиника, был размещен эвакопункт. Также в 1942 году здесь формировался экипаж бронепоезда «Свердловский железнодорожник».

В 1967 году третью школу перевели в здание на Стрелочников, 41, а освободившееся помещения на Челюскинцев заняла вторая школа. Надо отметить, что в ней впоследствии учились дети железнодорожных начальников, и она считалась более статусной, чем третья, в которую брали всех. В 1973-74 годах вторую школу реконструировали по проекту архитектора Э. Коробкиной: над частью здания был надстроен этаж, а со стороны улицы Азина появился новый блок. Для третьей же школы на улице Гражданской, на месте снесенных деревянных домов и магазинчиков, возвели новое трехэтажное здание на 1200 учащихся.
Школа №208.
Фото: Сергей Потеряев
Гимназия №155.
Фото: Сергей Потеряев
Долгое время там работала директором Светлана Александровна Максимцева, которая в молодости начинала свою карьеру во второй школе в качестве старшей пионервожатой.
Сейчас это средняя общеобразовательная школа №208 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Вторая же школа в 1992 году стала Гимназией №155.
ОТ ЗАРАЗНОГО БАРАКА К НЕОКЛАССИЧЕСКИМ ХОРОМАМ
Очень интересная и непростая биография и у железнодорожной больницы. Возникла она в 1901 году и состояла тогда из главного корпуса на 30 коек и барака для инфекционных больных. Бараки располагались на месте современной улицы Стрелочников, где теперь заброшенная автозаправка и отгороженный для строительства пустырь. Н. Д. Семенова в 80-е годы изучила историю больницы и написала краткую, но очень информативную статью, из которой мы можем узнать следующее (данные дополнены с учетом архивных и газетных материалов). В 1912 году появилось здание акушерско-гинекологического отделения, а в 1915-16 годах в связи со вспышкой тифа четыре карантинных барака.
В 1919-м все врачи покинули больницу вместе с отступающими войсками Колчака. Остались только санитарки и обслуживающий персонал, заведующей назначили фельдшера Ожегову, которая выполняла административные, хозяйственные и лечебные функции. Только спустя три месяца главным врачом стал А. П. Шушаков.

Больница развивалась, прирастала кадрами и оборудованием и к середине 20-х годов уже считалась лучшей в городе. В 1937 году было сдано в эксплуатацию здание ж/д поликлиники на улице Гражданской, построенное в конструктивистском стиле; во время войны его занял госпиталь. Сама больница в 40-е годы уже серьезно обветшала и не соответствовала самым простым санитарным нормам, поэтому решено было строить новую.
«Уральский рабочий» от 13.11.1953
Фото: Сергей Потеряев
В 1954 году большой хирургический корпус в стиле советской неоклассики открылся рядом с поликлиникой на Гражданской, а в 1964-м слева от них выросло здание детской дорожной больницы. В настоящее время оно единственное функционирует, только теперь там размещается «Дорожная больница», входящая в
холдинг «РЖД-медицина» (за определенную плату медицинские услуги здесь могут получить не только железнодорожники, но и все желающие).
Основное же здание дорожной больницы больше 15 лет стояло в законсервированном состоянии, а сейчас находится на реставрации.

Что касается бараков на Стрелочников, то после
перевода базовых отделений на Гражданскую, там сделали
Инфекционную больницу, просуществовавшую примерно до конца
90-х. Потом ветхие бараки были снесены, сейчас на их месте, по
слухам, планируют строить гостиницу.
оазисы микрорайона
«Бабыкин славно потрудился и сел немного отдохнуть,
Снял шляпу, к спинке прислонился, чтобы потом продолжить путь».
Сквер имени Дж. Неру.
Фото: Дмитрий Киряев
Сквер имени Бабыкина.
Фото: Сергей Потеряев
В Вокзальном микрорайоне есть несколько зеленых зон. На
восточной окраине расположен сквер имени Дж. Неру, а на южной – сквер возле Управления дороги, сквер имени Бабыкина и парк на «Генеральских дачах».

Сквер имени Джавахарлала Неру получил свое название в честь визита в Свердловск индийского национального лидера. Он долгое время стоял заброшенным, но несколько лет назад его более-менее привели в порядок. Теперь сквер не пустует, во многом это связано с расположением вблизи вокзала. В теплую погоду там часто можно увидеть на лавочках людей: как маргинального вида, так и тех, кто просто с вещами ждет своего поезда. В определенные дни в этом сквере нуждающимся раздают бесплатную еду.

Сквер возле Управления дороги когда-то имел более естественный, природный вид и мог похвастаться высокими липами, красивыми кустарниками и цветами. М. М. Садыкова в своем интервью с грустью описала, как выглядели раньше знакомые ей с детства места. Перед установкой барельефа, посвященного железным дорогам в истории страны,
были вырублены ясени и кусты сирени, которые находились на
«печерской горке».

В сквере Бабыкина росли тополя, липы и сирень, стояли цементные вазоны с настурциями, имелись дорожки и беседки. Пару лет назад были поставлены новые скамейки, урны и ограждения, вырублены старые деревья и посажены молодые яблоневые саженцы. В ноябре 2017 года без шумихи и торжеств там появился памятник архитектору, который очень много сделал как для района, так и для города, а в марте следующего года сквер стал называться его именем. Кроме того, были установлены многочисленные светильники, сделавшие его одним из самых освещенных мест города в ночное время. Однако по популярности сквер Бабыкина уступает скверу Дж. Неру.

Кстати, в послевоенное время неподалеку от вокзала существовал также «загадочный западный сквер», точное местоположение которого пока установить не удалось.
Памятник-барельеф «Железные дороги в истории России».
Фото: Сергей Потеряев
Было Генеральское – стало Пролетарское!
За больницей на улице Гражданская, про которую мы уже
рассказывали, вдоль берега городского пруда тянется территория
так называемых «Генеральских дач». Именно там в XIX веке в устье реки Ольховка находилась дача Горного начальника Уральских заводов.

В 1927 году Горсовет принял решение заменить это «реакционное» название на «более соответствующее духу времени» – «Пролетарские дачи». Планировалось снести все строения на местности и разбить парк. Правда, Железная дорога долгое время игнорировала требования Горсовета расселить своих служащих и прекратить строить там временное жилье, что лишний раз подчеркивает ее самостоятельность и особый статус. И все же Парк железнодорожников был создан.

Плотина XIX века на «Генеральских дачах».
«Вечерний Свердловск» от 03.09.1959
А в конце 50-х годов в восточной части этой территории началось строительство общежитий и корпусов института инженеров железнодорожного транспорта (УЭМИИТ, ныне УрГУПС), но он относится уже к другому микрорайону, так что на его истории не будем останавливаться подробно.

Еще в начале 60-х сохранялся деревянный дом барачного типа, на котором висела табличка, повествующая о сходках рабочих дружин времен революции 1905-1907 годов.
Потом этот дом разобрали на бревна, которые оказались такого хорошего качества, что до сих пор служат основой некоторых построек на частных садовых участках.

Район «Пролетарских дач» долгое время был достаточно популярным местом отдыха. Там был даже пляж для купания, но постепенно и пруд стал слишком грязным, и парк зарос и засорился. Однако недавно компания, построившая жилой комплекс в этом районе, очистила пруд и занялась облагораживанием территории.
Пьяный гастроном и снова индийский след
Теперь вспомним популярные в свое время магазины района, некоторые из которых можно даже назвать легендарными. Как мы упоминали, 10-этажки на Челюскинцев 19, 21, 23, 25 были соединены по первому этажу единой галереей длиной более 200 метров. В ней располагались и продуктовый, и кондитерская, и парикмахерская, и книжный, и канцтовары, и галантерея, и даже ремонт холодильников. На противоположной стороне площади, в доме по Челюскинцев, 29, к услугам приезжих и отъезжающих был открыт магазин «Дорожные товары». Возле гостиницы «Свердловск», в угловом доме на Свердлова–Челюскинцев, находилась замечательная «Кондитерская», в которой в 60-е годы установили одни из первых в городе автоматов-закусочных. А на другой стороне Свердлова, на месте современного «Кировского», располагался не менее легендарный «пьяный гастроном». В нем был винный отдел, отгороженный решеткой, где отоваривали водочные талоны. В доме на Челюскинцев, 64, где сейчас находится магазин «Антрекот», в советское время был 5-й гастроном, один из основных в округе.
Там красивой пирамидой возвышались консервные банки, и вкусно пахло колбасой. Еще в этом доме работала парикмахерская, которая в несколько измененном виде дожила и до наших дней. В доме на Челюскинцев, 64а находился хлебобулочный магазин, а рядом с ним по улице Быкова – «Молочный», где разливали молоко по бидончикам литровыми и пол-литровыми черпаками. На Челюскинцев, 62 было хорошее и недорогое пошивочное ателье. Наконец на месте «Пятерочки» на Стрелочников, 4 в советское время существовал добротный гастроном, который пережил перестройку, а на рубеже веков получил очень интересное имя «Санкиртана». По слухам, его придумал помощник директора или главный бухгалтер, увлекавшийся индийской культурой. Магазин славился не только оригинальным названием, но также качеством и разнообразием продукции.
«Киртан(а) — 1) или санкиртана (прославление, восхваление) — одна из форм духовной практики в индуизме. В первую очередь под К. имеется в виду коллективное воспевание имени Бога последователями бхакти, сопровождаемое танцами. Оно может происходить в виде шествия по улицам, в таком случае К. носит характер проповеднической миссии.
2) (восхваление) — форма религ. песнопения. Предположительно восходит к буддийским песням и, возможно, к "Гитаговинде". Интенсивно развивается в движении бхакти, особенно в Ассаме, Бенгалии, Ориссе. Начиная с Чайтаньи, К. используется наряду с танцами в кач-ве осн. формы ритуального почитания Кришны (санкиртан)».
Национальная философская энциклопедия.
Что общего между Бабыкиным, Андреевым и Ехаукимом?
Культурным центром района и местом притяжения местных жителей долгие годы являлся Дом культуры железнодорожников, который раньше называли «Дворец Андреева».

Андреев А. А. – революционер, партийный и государственный деятель. С 1917 член Петроградского комитета РСДРП(б), недолгое время был членом редколлегии газеты «Уральский рабочий». В 1922-1927 годах – председатель ЦК профсоюза железнодорожников. С октября 1931 года по февраль 1935 года –Народный комиссар путей сообщения. В 1938-1946 годы –председатель Совета Союза Верховного Совета СССР.

Построен ДК железнодорожников был в два этапа. Первую очередь возвели в 1933 году по проекту К. Т. Бабыкина в конструктивистском стиле: малый зрительный зал и клубный объем, ориентированный на улицу Свердлова. В 1939 году закончили вторую очередь: большой зрительный зал в неоклассическом стиле по проекту А. Ю. Ехаукима и
Е. С. Балакшиной. Через некоторое время там открылся ресторан(в железнодорожном районе их в послевоенное время было всего два). Неоднородность постройки со стороны улицы Челюскинцев смягчает двухэтажное кирпичное здание, о дореволюционной истории которого практически ничего неизвестно, а после революции там находились партийные и комсомольские органы района, прокуратура и ряд других организаций.

В самом же ДК был кинотеатр и концертный зал, читались лекции и проводились выставки, работали многочисленные кружки для взрослых и детей, имелись свой хор, театр и духовой оркестр. Широкую известность получил хореографический ансамбль «Аист» и его детское подразделение« «Аистенок». Сейчас культурное значение ДК железнодорожников для района не такое глобальное, как раньше, но функционал здания сохраняется, и, к счастью, не ведется речь о его сносе или превращении в торговый центр.
ДКЖ, 80-е годы.
Из паспорта памятника истории и культуры СССР
Вокзальный микрорайон пытается сохранить наследие прошлого, но в то же время стремительно меняется. Забавный тому пример: район не может долго жить без «Свердловска». В 1969 году на Привокзальной площади, которая с 1983-го называется в честь Уральского Добровольческого танкового корпуса, была открыта гостиница «Свердловск» по проекту архитектора Б. Фишзона.

В 2009 году она, после смены владельцев и большой реконструкции, стала называться Marins Park Hotel. Зато в 2013 году недостроенный небоскреб «Призма» переименовали в «Свердловск»!
Также мы проводим экскурсии по Вокзальному, следите за обновлениями тут.
Автор лонгрида
Дмитрий Киряев
Автор современных фото
Сергей Потеряев

Использование и копирование материалов без разрешения редакции запрещено