Территория к востоку от Екатеринбурга стала осваиваться еще до революции. Здесь проходили две дороги – Березовский тракт (ныне улица Блюхера) и дачная дорога на Шарташ (улица Первомайская). В XIX веке вдоль Березовского тракта формируется лютеранское (1821), католическое (1890), еврейское (1846) и православное Михайловское (1865) кладбища. На Ново-Михайловском (1889) в 1890 году освящен Храм во имя Всех Святых.
В районе будущего Втузгородка в конце XIX – начале XX века велись активные работы по строительству железных дорог. На месте современной станции Шарташ располагался конечный пункт железной дороги тюменского направления – станция Екатеринбург II.
Чуть позже построена ветка вдоль улицы Восточной, соединившая станцию Екатеринбург II и станцию Екатеринбург I Горнозаводской железной дороги. В 1914–1916 годах в районе современной улицы Вишневой велось строительство станции Екатеринбург III.
Карта Екатеринбурга, 1910 год
Знаковым для истории города мог стать учебный корпус Горного института, выстроенный на месте современного ВТУЗ-городка. Но, к сожалению, не сложилось. Хотя еще до революции здесь, за железной дорогой, хотели создать целый студенческий город. По сути, уличная сетка современного ВТУЗ-городка была намечена еще в 1910-х годах. А недостроенное здание Горного института по проекту братьев Бернардацци в 1925 году передали Уральскому политехническому институту для его реконструкции.
Проект Горного института
«Теперь этому зданию предстоит несколько другое будущее. Здесь разместится весь Уральский Политехнический Институт – с металлургами, химиками, лесниками, горянками, рабфаковцами, всеми лабораториями, кабинетами, библиотеками, общежитиями и квартирами профессоров... Причудливая "скоба" будет зажата рядом отдельных павильонов... В главном здании будут помещаться аудитории, кабинеты и библиотека. План постройки рассчитан на 3 года, с тем, чтобы к концу каждого сезона была закончена какая-нибудь часть постройки, для переброски туда отдельных факультетов и курсов из помещений, занимаемых в настоящее время». Из газеты «Уральский рабочий».
Но в итоге здесь были отстроены только новые учебные корпуса, а старое здание Горного института так и осталось в запустении. Интересно, как хотели от него избавиться в 1940-м году. В ходе учений по противоздушной обороне его просто взорвали. «В небе появляется звено самолетов. Это налет "вражеской авиации. Оно приближается. Громче гудение моторов.
Аэропланы проносятся низко над полуразвалившимся старым, сгоревшим еще до революции зданием, предназначавшимся когда-то для Горного института и сбрасывает "бомбу". Раздается сильный взрыв. Высокое кирпичное здание вздрагивает, затем будто раздвигается в стороны и рушится на землю». Что-то оставалось и после войны. Уцелевшие руины пролежали на площади Кирова вплоть до 1950-х годов.
Недостроенный корпус Горного института
За линией улицы Восточной в конце 1920-х годов развернулось строительство комплекса жилых домов. Всеми работами руководил Институт рационального строительства – Опытстрой. Среди множества построек до сегодняшнего дня сохранился Опытный дом №6 (Генеральская, 15). Он был построен в 1929-1931 годах в стилистике конструктивизма из 770 теплобетонных блоков.
Строительство велось при морозах до -40°, без лесов, при помощи крана «Кайзер» грузоподъемностью до 5 тонн. По сути, первое крупноблочное здание Свердловска. Кстати, вообще весь квартал был застроен экспериментальными домами коттеджного типа из диатомитового кирпича. По телефонному справочнику 1938 года в опытном доме №2 жил Андрей Петрович Глинский – директор областной Опытной станции рационального строительства. Расстрелян 14 мая 1938 года.
Проект Опытного дома №6
Главный учебный корпус УПИ. Из коллекции Государственного Архива Свердловской Области
В 1929 году объявили конкурс на проект большого учебного городка УПИ. Лучшей была признана работа архитектора Сергея Чернышева. Этот конкурс положил начало проектированию современного района Втузгородка. Еще в ходе строительства учебного городка УПИ произошла реформа высшего образования, и институт был разделен на 10 втузов (высшее техническое учебное заведение).
Уже в 1934 году 7 из 10 втузов вновь объединили – теперь под вывеской Уральского индустриального института, но название Втузгородок, тем не менее, прижилось.
Помимо учебных корпусов, на территории Втузгородка должны были появиться студенческие общежития, дома для профессорского состава, баня, стадион. Строительство растянулось на долгие годы. Основная часть была закончена к 1939 году, но и в последующем инфраструктура городка усложнялась и совершенствовалась.
Общежитие по ул. Малышева. «Уральский рабочий», 1930 год
Здание Свердловского автодорожного техникума, 1930-е годы
Разрасталось число учебных учреждений. С 1930-е по 1960-е годы здесь разместились автодорожный техникум, пожарно-техническое училище, техникум транспортного строительства, политехнический техникум, строительный техникум, Институт инженеров коммунального строительства, лесотехнический институт, пехотное училище, суворовское училище, СЮИ, Институт усовершенствования учителей, ПТУ фабрики «Уралобувь» и ПТУ «Вектора».
В районе улицы Софьи Ковалевской вырастает небольшой городок Уральского филиала академии наук СССР. В 1934 году часть территории УФАН заняла опытная станция Академии коммунального хозяйства, в начале 1960-х годов под руководством директора Д. Т. Филиппова и архитектора М. В. Рейшера была проведена реконструкция, превратившая площадку Горзеленхоза в Дендрологический парк-выставку с озерами, фонтанами, розарием и рокарием. Несколько научных институтов получили постоянную прописку во Втузгородке.
Здание Уральского филиала Академии Наук СССР. Из коллекции Государственного Архива Свердловской Области
Нашлось место и промышленным предприятиям. В 1930–1940-е годы в микрорайоне разместились хлебозавод-автомат, «Уралобувь», Свердловский завод электроаппаратуры, Уральский электромеханический завод, Свердловский завод точной механики и целый ряд других предприятий.
В 1950-е годы вдоль улиц Ленина и Первомайской развернулось грандиозное строительство, ставшее «лебединой песней»сталинской неоклассики. А уже в конце 1950-х на территории 25–26 квартала (проспект Ленина – улицы Гагарина – Малышева – Генеральская) ведутся первые опыты многоэтажного типового строительства из крупных блоков и панелей. Над архитектурным проектом проспекта Ленина работал институт Свердловскгражданпроект под руководством Якова Мокина, который стал автором многих зданий на этой улице.
Интересно, что до войны здесь планировалось построить большую площадь Ленина (от улицы Восточной до современного главного учебного корпуса УрФУ на улице Мира). До сих пор красную линию той несохранившейся площади держат здания института Чермета и бывшего Свердловского автодорожного техникума. Сейчас они оказались внутри кварталов. Новую красную линию проспекта Ленина задали здания общежития автодорожного техникума (1941) и жилого дома руководства МВД (1949). Последующая реконструкция главной улицы города и строительство новых домов во ВТУЗ-городке велось как раз вдоль новой, намеченной архитекторами, границы.
Застройка восточной части проспекта Ленина за улицей Восточной проводилась за счет нескольких крупных промышленных предприятий и институтов. Перечислим их. По нечетной стороне: Ленина, 93 – Уральский военный округ, Ленина, 95 – городское жилуправление, Ленина, 97 (кинотеатр «Искра») и 99 – завод №333, Ленина, 101 – институт Чермет, Ленина, 103 – УралТЭП.
По четной стороне: Ленина, 60 – МВД, Ленина, 62 (для художников), Ленина, 64 – городское жилуправление, Ленина, 66 – УПИ (общежитие Физтеха), Ленина, 68 – завод №79, Ленина, 70 – институт ПромстройНИИпроект.
Строительство по пр. Ленина и Кузбасской. «Уральский рабочий», 1960 год
Строительство Уральского Политехникума. Из коллекции Государственного Архива Свердловской Области
Проспект Ленина во Втузгородке застраивался достаточно долго – около 10 лет с 1950 по 1960 год. В 1955 году выходит постановление «Об излишествах в архитектуре», поэтому многие проекты зданий были пересмотрены в сторону удешевления, а некоторые вообще не появились. Одно из последних неоклассических сооружений во ВТУЗ-городке, да и во всем Свердловске – здание Уральского Политехникума. На момент строительства оно стало образцом неэффективного использования денежных средств.
«Главный фасад должны украсить восемнадцать колонн диаметром более метра и высотой в три этажа. Боковые фасады по замыслу архитектора тов. Режепп из Свердловского промстройпроекта должны быть «облагороженными» многочисленными полуколоннами, пилястрами и портиками. Архитектор дошел до того, что полуколонны запроектировал даже на заднем фасаде... Для выполнения всех этих работ потребуется уложить 47,6 кубометра сборного железобетона и свыше 350 кубических метра кирпича, чего было бы вполне достаточно на постройку нового восьмиквартирного дома». Из газеты «Вечерний Свердловск».
Напротив Уральского Политехникума планировали построить Дворец молодежи, но не случилось. В итоге здесь поднялось здание Уралгипромеза (Ленина, 60а) в стилистке советского модернизма. Дальше по четной стороне здания застраивались в более экономичных вариантах. На торцах «Дома художника» (Ленина, 62) были запроектированы торговые вставки – ювелирный магазин «Кристалл» и магазин «Кинофотолюбитель».
На территории Втузгородка проводилось несколько смелых строительных экспериментов. Стройтрест №33 в квартале №25 возводил опытное пятиэтажное крупноблочное общежитие для своих рабочих на Генеральской, 6а (1956) и первые четырехэтажные дома из крупных панелей в Свердловске на Ленина, 68а и 68б. Но таковыми они не стали, так как их опередили монтажники из треста Свердловскпромстрой: в январе 1959 года они сдают крупнопанельный дом на улице Хмелева.
Строительство Дома художника. «Вечерний Свердловск», 1959
Путеводитель по Втузгородку
Также мы проводим экскурсии по Втузгородку, следите за обновлениями тут.