Главная газета СССР «Правда» отреагировала на событие 5 октября кратким сообщением о времени и месте взрыва, погибших, раненых (250 человек обратилось, по её сведениям, за медицинской помощью) и такими же заниженными цифрами по разрушенным домам, что и в «Известиях». Отмечалось, что поезда идут по обходным путям станции. Заканчивалась заметка так же, как и большинство ей подобных официальных сообщений в других газетах, информацией о том, что «работает государственная комиссия во главе с заместителем Председателем Совета Министров РСФСР О.И. Лобовым».
Через два дня в газете была напечатана гораздо более информативная статья сотрудника общественной приемной «Правды» Н. Митчина «Дождались взрыва». Из неё мы можем почерпнуть следующие интересные детали:
- В первой же утренней передаче местное радио сообщило о взрыве двух вагонов и пожаре на складе горюче-смазочных.
- Более 90 человек были госпитализированы, 512 получили медпомощь, боле 600 семей остались без крова.
- Сортировка являлась на тот момент крупнейшей в стране и в Европе сортировочной станцией.
- Начальник дороги В. Скворцов ответил, что трагедия произошла «из-за разгильдяйства».
- В расторможенном по указанию Хамовой составе было 56 вагонов (в голове – два вагона с взрывчаткой).
- Семьи, лишившиеся крова, начали заселять новые многоэтажки на «Синих камнях», «около тысячи человек временно размещены в гостиницах города, для них организовано бесплатное питание».
Также в статье упоминалось о благородстве, милосердии и сострадании свердловчан, многие из которых бесплатно сдавали кровь и переводили деньги на специальный счет фонда помощи. Наконец, наряду с поверхностной причиной трагедии, приводилась и более глубинная, обнажающая слабые места «системы» с перспективой новых чп: «На протяжении многих лет она (станция) работает с крайним перегрузом, значительно перекрывая пропускную способность…Маневровые диспетчеры не скрывают, что если они будут работать, строго придерживаясь правил и требований техники безопасности, то просто не в состоянии будут выполнять те показатели, которые сегодня установлены планом… Огромное предприятие не имеет даже санитарно-бытовых помещений, людям негде пообедать, отдохнуть в перерыв, снять напряжение. Отсюда высокая текучесть кадров, низкая квалификация многих работников».
В газете «Социалистическая индустрия» 5 октября вышла статья «Взрыв на станции» собкора В. Семенова, который выехал на место происшествия вскоре после аварии. По пути он видел длинный шлейф черного дыма, многочисленные окна без стекол в Заречном, милицейские посты ближе к станции. На самой Сортировке жители выносили узлы с вещами из двухэтажных деревянных домов с обвалившимися стенами. Пожарные бесстрашно лезли в огонь, туша резервуары с дизельным топливом. На месте пересечения третьего и шестого путей – воронка шириной 60 и глубиной до 10 метров. Семенов, пожалуй, основательнее других корреспондентов постарался по свежим следам восстановить ход событий, предшествовавших трагедии, с опросом основных участников (кроме Т. Хамовой, которую увезли в больницу). Приведем рассказ машиниста А. Корщикова, работавшего в ту ночь. «Диспетчер Хамова закричала: «Машинист на третьем, вы прицепились?». Тот ответил, что не было команды. Тогда Хамова сказала, что поезд раскрепили, он покатился – надо быстрее прицепляться. Пименов ответил: «Я прицепился, стараюсь удержать». В это время машинист Беляев кричал диспетчеру, чтобы остановили транзитный поезд, который отправился с шестого пути». Таким образом, у читателей вырисовывалась более-менее ясная картина происшествия, однако торопиться с окончательными выводами было рано. Недаром статья заканчивалась словами «Начато расследование причин аварии».