Строки, вынесенные в заголовок статьи, как вы догадались, позаимствованы из песни «Когда весна придет, не знаю». Но не только – так же называлась статья, опубликованная в газете «Вечерний Свердловск» 4 февраля 1987 года и посвященная фрезеровщику инструментального участка Свердловского ремонтного трамвайно-троллейбусного завода (СРТТЗ) В.А. Максимову. С рассказа об этом предприятии хочется начать цикл историй-воспоминаний о предприятиях Старой Сортировки.
Находился СРТТЗ в квадрате улиц Сортировочная – Пехотинцев – Надеждинская – Таватуйская, где на месте пустыря в 1965 году трест «Уралмашстрой» начал строительство, растянувшееся больше чем на пятилетку. В то время электротранспорт Свердловска насчитывал уже сотни единиц, многие из которых не выходили на линии по причине технического износа и неисправностей. Производственных мощностей депо на полноценный ремонт не хватало, и решить проблему должно было специализированное предприятие. Первая очередь была рассчитана на ремонт 480 четырехосных трамвайных вагонов и троллейбусов в год, а вторая предполагала двукратное увеличение этих показателей. Ударными темпами стройка похвастаться не могла, планы постоянно срывались. Наконец, в 1970 году было закончено главное производственное здание с административно-бытовым корпусом, но тут же возникла другая проблема: подъездных путей нет, и доставлять технику весьма проблематично! Были и другие недоделки, но «неофициально» предприятие заработало в том же году, организовав выпуск металлических каркасов для цветочных оранжерей Восточной Сибири и Дальнего Востока. К 1971 году были пущены цех по ремонту подвижного состава, заготовительный и кузнечно-прессовый, а коллектив приступил к ремонту первого троллейбуса (квартальный план – 5 единиц, годовой – 30).
В 1974 году подъездная трамвайная линия по улице Пехотинцев от улицы Бебеля все еще была не построена, возникли сложности и с ремонтом троллейбусов.
«Вечерка» писала: «Плановая стоимость капитального ремонта одного троллейбуса для завода установлена в сумме 8200 р. Трамвайно-троллейбусному управлению же для этих целей предусмотрели около 5000 р. Никто, разумеется, из названных сторон принимать на себя убытки не намерен. Такое же положение существует и с оплатой средних ремонтов». Тем не менее, завод перевыполнял план, а работники получали знаки «Победитель социалистического соревнования». Как такое возможно? Опять же за счет непрофильного производства.