Микрорайон
Завокзальный
Исторический лонгрид
Микрорайон

Завокзальный

Исторический лонгрид
Сразу хочу извиниться перед ортодоксальными краеведами и попросить не бросаться в меня справочниками и путеводителями Свердловска, в которых нет такого понятия, как Завокзальный жилой район. Топоним действительно относительно новый и не слишком популярный у местных жителей. Однако в последние годы он все активнее используется в официальных и неофициальных источниках, а его местонахождение интуитивно понятно практически каждому. Хотя для жителей Орджоникидзевского района, включая меня, это скорее Предвокзальный микрорайон. Так или иначе, эта довольно значительная часть Железнодорожного административного района вобрала в себя несколько самостоятельных в свое время локаций, расположенных к северу от вокзала станции Екатеринбург-Пассажирский.

Вид на Завокзальный с моста через пути. 2022
Поворотный круг вблизи станции Екатеринбург-Пассажирский. 2022
Федерация северных территорий
Начнем с самой известной из них – Горнозаводского поселка (далее будем использовать популярное у местных сокращение ГЗП). Возник он приблизительно в 20-е годы XX века и обязан своим названием, во-первых, Горнозаводской железной дороге, связывавшей Пермь с Екатеринбургом через Кушву и Невьянск, а, во-вторых, одноименному парку поездов, находившемуся поблизости. О первых десятилетиях поселка практически ничего не известно, кроме того, что рядом с ним возникали т.н. «нахаловки» (самовольная хаотичная застройка из подручных недолговечных материалов). В 1928 году газета «На смену!» писала о них следующее:
«Решено приступит к сносу новой «Нахаловки», возникшей у линии железной дороги, рядом с «Горнозаводским поселком». Благодаря отсутствию надзора за правильным заселением земель, примыкающих к «Горнозаводскому поселку», там начали возводиться постройки без всякого плана. Между тем этот район уже в ближайшие годы будет иметь очень большое значение; в этом районе будут построены машиностроительный и электролитный заводы. Всего намечено снести 34 землянки. Выселяемым жителям будут предоставлены участки для застройки в других районах города».
If a building becomes architecture, then it is art
Фрагмент карты Свердловска 1939 года
Непонятно, насколько быстро и успешно властям удалось справиться с теми незаконными поселениями, но на карте 1939 года вблизи улицы Тагильской мы видим несколько очагов «внеплановой застройки». Эта улица, кстати, была одной из первых и долгое время основной в ГЗП, а до 1937 года носила громкое имя Свободы. В 1950-е нумерация домов на ней переваливала за 200, но, помимо обычного индивидуального жилья, попадались «землянки» и даже «ж.д. будки». В 40-е годы появляются оригинальные двухэтажные дома на улице Пилотной, а также больше десятка индивидуальных однотипных домиков из панелей на улице Ереванской.
Дома на улице Пилотной. Фото: С. Потеряев. 2022
Одним из самых значимых и интересных объектов поселка был изоляционно-пропускной пункт с санпропускником, больницей и прачечной. Возник он еще до ВОВ и просуществовал примерно до 1950-х годов. В «Уральском рабочем» в 1948 году публиковалось объявление о приемке им от организаций в стирку постельного и нательного белья, а также услугах по санобработке одежды и постельных принадлежностей. Интересно, что указанный адрес Летчиков,1 в документах начала 1950-х соответствует жилому дому, а ныне принадлежит зданию бывшей начальной школы.
В 50-е годы ГЗП продолжал расти, но жители сталкивались с такими проблемами, как отсутствие аптеки, бытовых служб, культурных учреждений, ощущалась нехватка магазинов и нормальных дорог, плохая транспортная связь с другими районами. Многим приходилось ходить на работу пешком. Проживали же в поселке в то время главным образом «паровозные машинисты и поездные бригады ст. Свердловск-пассажирская, рабочие и служащие предприятий железнодорожного транспорта» (ГАСО. Ф.1948, д.163, л.147).
Угол улиц Летчиков и Пилотной. Фото предоставлено Александром Фирулевым
Поселок станции Звезда, или Звездочка появился в годы войны. В связи с эвакуацией и перемещением войск свердловский железнодорожный узел начал испытывать страшные перегрузки. К решению проблемы привлекли находившегося тогда в Свердловске выдающегося специалиста по проектированию ж.д. станций и узлов, генерал-директора движения первого ранга
Владимира Николаевича Образцова (отца известного кукольника Сергея Образцова). Он предложил сделать ответвление от тагильского направления по южной границе УЗТМ до Егоршинской ветки, чтобы транзитные поезда могли миновать станции Шарташ и Свердловск-Пассажирский.
В. Н. Образцов. Фото с сайта arran.ru
На новых путях оборудовали дополнительные платформы погрузки-разгрузки, и появилась станция Звезда, которая после войны обслуживала в основном находившиеся поблизости предприятия. Рядом со станцией возник поселок, который с годами расширялся и отстраивался. Многие путают эту локацию с поселком Красная Звезда, находившимся несколько западнее, рядом с Никольским кладбищем (ныне микрорайон Новая Сортировка). После войны территорию рядом со станцией Звезда и ДОКом (дерево-обделочный комбинат) отдали тресту Уралстройпуть (после 1955 года – Свердловсктрансстрой). В 40-60-е это была мощная строительная организация, связанная со Свердловской железной дорогой и принимавшая участие в строительстве большинства объектов на территории Железнодорожного района того времени.
На станции Звезда. Фото: М. Митрохин. 2022
«Трест Уралстройпуть за последние 5-6 лет построил на территории Кагановичского района г. Свердловска в поселке строителей ст. Звезда свыше 10 тыс. кв. метров жилой площади, в которой размещено 3,5 тыс. рабочих строителей и их семей, детский сад, ясли на 50 мест, школа ФЗО на 150 чел. и 2 столовых. Однако, нормальных бытовых условий гражданам, проживающим в этом поселке и детским учреждениям до сих пор не создано. Поселок не имеет канализации и питьевого водопровода».
(Из письма районных властей министру Путей сообщения от 1.08.1953. ГАСО. Ф.1948, д.97, л.164). Топоним «поселок строителей», правда, не закрепился, зато в народе до сих пор бытует название Горем, появившееся благодаря одному из подразделений треста – Головному ремонтно- восстановительному поезду № 35 (сокращенно Горем-35; еще одно название – ВП-135).
Жители поселка станции Звезда и (или) работники треста Свердловсктрансстрой. 1960-70-е. Фото из личного архива А. Фирулева
Проблема с водоснабжением и канализацией, кстати, была, судя по документам, основной для поселка все 50-е годы и имела такие неприятные побочные эффекты, как вспышки инфекционных заболеваний. Также омрачали быт определенные проблемы с благоустройством, транспортом, торгово-бытовым обслуживанием жителей и охраной правопорядка (в поселке было много общежитий и мало вариантов для культурного досуга). Что касается архитектуры, то на Звездочке преобладает малоэтажная застройка 50-60-х годов. Граница между ней и ГЗП проходит, по словам местных жителей, по улице Ереванской, но оба поселка в 60-е годы формально вошли в жилой район под названием «Горнозаводский».
Дом на улице Подгорной. Фото: М.Митрохин. 2022
В справочниках по улицам Свердловска Р. И. Рабиновича и С.Л. Шерстобитова фигурирует также «Северный промышленный» микрорайон, в состав которого входили, в том числе, Складской завокзальный район и бывшие поселки Крестьянские и Красная Нива. Еще с конца 20-х территорию за вокзалом начинают воспринимать как потенциально удобную для размещения предприятий и складов. К этому располагали близость железной дороги и возведение такого машиностроительного гиганта, как Уралмаш. В 1928 году строится Холодильник (№1, затем Норд), в 30-е появляются Лесотарный завод (Армавирская,1) и ремонтный мастерские железной дороги (ныне СПРМЗ, Тагильская, 2). Со временем количество баз и предприятий увеличивалось. В 50-е на территории к северу от Депо и Холодильника располагались базы весьма солидных организаций: Главметаллосбыта, Резиносбыта, Свердснабсбыта, Уралмашторга, Россовхозснаба, Снабчермета,
Металлургснаба, Главсоли и Цветмета, Горплодовощторга. И это еще неполный список. В документах того времени встречается такое понятие, как «район баз». Кроме собственно складов и подъездных путей, на их территории часто размещалось жилье временного типа для работников этих баз. Насколько быт их был далек от идеального, видно хотя бы из этих двух небольших отрывков: «Через территорию базы (Уралмашторга) протекает речка Мельковка. На берег речки база сбрасывает различные отходы-гнилые помидоры, арбузные корки, капустный лист и т.д, все эти отходы издают зловонный запах и в сильной степени загрязняют речку. Территория возле бараков загрязнена. Нечистоты выливаются на дорогу. П/яма не благоустроена представляет собой просто яму. М/ящики без крышки всегда переполнены». (Из докладной главного врача санэпидемстанции Кагановичского района. ГАСО. Ф. 1948, д. 121, л. 173).
ГАСО. Ф. 1948, д. 121, л. 173 и 174
«По вине Городского управления торговли и Исполкома Горсовета снесено 2 магазина в районе баз: продуктовый и единственный хлебный магазин, так как место, где стояли эти магазины отвели под строительство овощехранилища, оно нужно, но надо было раньше решить вопрос с магазинами, а то на весь район баз остался один продуктовый магазин, а торговля хлебом организована в бывшей пивной». (ГАСО. Ф. 1948, д. 185, л. 87). В середине 60-х была построена база Союзкниги на Ереванской (самое крупное на Урале книгохранилище примерно на 20 миллионов книг). Сейчас она уже не используется по назначению, а помещения сдаются в аренду. Похожая участь ждала и большинство других перечисленных баз, хотя складским и логистическим хозяйством Завокзальный до сих пор не обделен. Одним же из крупнейших предприятий микрорайона считается Овощебаза № 4, берущая истоки в советском прошлом.

Между базами и предприятиями, о которых речь пойдет в следующей главе, ютились поселки Красная Нива, а также первый и второй Крестьянские. Один из Крестьянских поселков примыкал к забору завода Пластмасс, второй от первого отделяла продуктовая база. Поселки состояли из нескольких деревянных
домов плохого качества, а также из землянок, как мы узнаем изследующего документа 1955 года: «Согласно Вашего указания, мной 2-3 июля 1955 года произведена в поселке «Красная Нива» и «Крестьянском поселке»проверка по выявлению лиц, нарушающих паспортный режим. Всего проверено 78 землянок. В поселке Красная Нива 53 землянки. В Крестьянском поселке – 25 землянок. Во время проверки обнаружено, что в поселке «Красная Нива» в землянке № 23 проживает Голованов Александр Васильевич с просроченным паспортом 16 дней. Голованов предупрежден и предложено, паспорт обменить… В землянке № 48 «а» (Крестьянский поселок) проживает Петрова Зинаида, которая пустила на квартиру Загудаева Стефана Александровича, работающий на базе Цветмет, проживает без прописки, привлечен к адм. ответственности. Мною усилен контроль за поддержанием паспортного режима в землянках» (Справка начальника 6-го отделения милиции Пушкарева для председателя исполкома. ГАСО. Ф. 1948, д. 163, л. 71).

В 60-е годы с расширением территории заводов и баз указанные поселки исчезли, а жители получили квартиры, в том числе в поселке Звезда.
Справка начальника 6-го отделения милиции Пушкарева для председателя исполкома. ГАСО. Ф. 1948, д. 163, л. 71.
реквием по промзоне
Еще недавно Завокзальный и «промышленная зона» были практически синонимами: мало в каком другом микрорайоне насчитывалось такое количество заводов. Перечислим все более-менее крупные и известные, а затем рассмотрим несколько примеров подробнее.
На территории современного Завокзального работали (или продолжают работать): Холодильник №1 (Норд), Тарный завод, Путевой ремонтно-механический завод (СПРМЗ), Завод бурового и металлургического оборудования (ЗБМО),завод Пластмасс, Кислородного машиностроения, Механический завод № 4, Электромеханический № 6, завод горноспасательного оборудования.
Промзона Завокзального. 2022
Свердловский завод пластмасс появился в 1941 году, когда на площадку завода чистых солей и реактивов (ЧСР) эвакуировали Охтинский химкомбинат и Любучанский завод Пластмасс. Там уже существовал поселок ЧСР из бараков и сборно-щитовых домов приблизительно 1929 года постройки. Лет на десять они стали основным жилым фондом завода, называясь поселком завода Пластмасс. В конце 40-х – первой половине 50-х поселок пополнился двухэтажными 8 и 16-квартирными, а также индивидуальными жилыми домами. Через него протекала все та же несчастная и загрязненная речка Мельковка, в которую сбрасывали мусор и нечистоты из-за нехватки помойных ям. В годы войны завод являлся единственным поставщиком смол для изготовления авиафанеры, дельта-древесины и бакелитированной
фанеры для понтонов, а также производил продукцию для боеприпасов, авиации и танков. После войны завод давал стране мягкий полихлорвинил для обувной промышленности, винил-бутиловый эфир, текстолит. Постепенно строились новые корпуса, завозилось современное на тот момент оборудование, завод расширялся и развивался. В 70-е это был крупнейший завод микрорайона по количеству работников и объему выпускаемой продукции. В другие города и страны поставлялись микропористые сепараторы, полиэтиленовая пленка, прессовые и литьевые изделия, полиамидные смолы, жесткая самоклеящаяся пленка. В 80-е к этому набору добавились дисперсионный клей и полиамид-12 (замена импортного сырья, необходимого для автомобильной промышленности).
«Вечерний Свердловск», 26 декабря 1978
Также завод Пластмасс был лидером Железнодорожного района по ассортименту и объемам выпуска товаров народного потребления. В 40-е годы там производили тарелки, стаканы, салатницы, чайные чашки с блюдцами, пудреницы, пуговицы, гребенки, пряжки, очковые оправы, обувь и дамские ремни. В разные последующие годы завод выпускал овощные парники для с/х, кухонную утварь, складные дорожные вешалки, полиэтиленовые сумки с рисунком, садовые оросители, моющиеся обои, цветные стаканчики для салфеток и карандашей, сувенирную продукцию, пленку-самоклейку для защиты книг и
чертежей, а также различные игрушки, включая инерционные автомобили и кукольную мебель. В 1984 году завод объединили с родственным предприятием, и он стал называться «Уральское производственное объединение "Пластик"». В 1992 году на базе завода было создано АОЗТ Пластик, а в 2015 году его владелец перенес производство в Арамиль. В 2017 году выкупившая землю ГК ПИК начала снос многочисленных корпусов, а затем и строительство большого жилого комплекса примерно на 10000 жителей, которое продолжается и сейчас.
Жилой квартал на месте бывшего завода Пластмасс. Фото с сайта www.pik.ru
Рядом с заводом Пластмасс, по адресу Космонавтов, 9 располагался небольшой завод Горноспасательного оборудования. Основан он был в 1953 году на базе специализированных мастерских, выпускавших простейшие
приборы для работ под землей. Вот что писали о нем в газете: «Сейчас это единственное на Урале предприятие, производящее более 15 наименований аппаратуры, механизмов, обеспечивающих безопасность труда шахтеров быстрое и действенное проведение спасательных работ: перфораторы, пневматические колонки разных марок, компрессоры для наполнения баллонов кислородом, пылеуловители, оросители и т.д» (Вечерний Свердловск, 04 января 1968).
Несмотря на это, предприятие в первой половине 1970-х считалось убыточным и систематически не выполняло плановых
заданий. С 1976 по 1992 годы вместе с несколькими другими заводами входил в состав производственного объединения«Уралмаш», выпуская детали для машин, собираемых на головном предприятии, пневмоподдержки со специальными виброгасящими каретками (со знаком качества и клеймом УЗТМ), электрозамедлители для взрывных работ, аппараты «Здоровье», респираторы «Урал» и другую продукцию. «Сложную и очень нужную людям аппаратуру выпускает наш завод горноспасательного оборудования. Требуется большая ответственность при её изготовлении, ведь применяется она чаще всего в экстренных случаях, когда вопрос встает о жизни человека. Из 400 деталей собирается, например, удобный и компактный прибор – горноспасательный респиратор. Более десятка операций приходится выполнять одному сборщику» (Вечерний Свердловск, 1 мая 1979).
Вечерний Свердловск, 3 февраля 1981
После распада СССР предприятие продолжало работать, хотя и не могло существенно развиваться в ограниченной территории, зажатой более крупными заводами и проспектом Космонавтов (несколько его корпусов выходили прямо на него). В последние годы здесь выпускали продукцию горноспасательного, пожарно-технического, медицинского и горно-шахтного назначения, включая дожимающие компрессоры, пневмоподдержки,
оросители, туманообразователи, станции для наполнения огнетушителей, кислородные пенообразователи и респираторы «Урал-10». В 2014 году завод закрылся, а его корпуса стояли несколько лет в бесхозном состоянии. Весной 2022 года начался их постепенный снос, а осенью начали рыть котлован под новое строительство.
Снос завода Горноспасательного оборудования. 2022
По соседству с двумя предыдущими заводами по проспекту Космонавтов, 7 много лет работал Свердловский электромеханический завод № 6, появившийся в годы ВОВ. Основной его продукцией были распределительные шкафы, использовавшиеся на электроподстанциях, стройках и заводах многих городов СССР. Также там делали коммутаторы, трансформаторы, распределительные щиты и некоторые товары народного потребления. Одним из директоров завода был Ф. И. Косяков, с 1955 по 1959 годы занимавший пост председателя Железнодорожного (Кагановичского) райисполкома. За несколько лет до этого он получил заказ от своего предшественника В. С. Ничкова на изготовление железной ограды на могилу бывшего председателя Исполкома райсовета И. Н. Лепаловского. Так в одном документе ГАСО «встретились» сразу три главы одного и того же района.

После 1991 года началась череда смены собственников завода, сопровождавшаяся судами и скандалами. Среди акционеров быликрупные зарубежные корпорации, стремившиеся расширить свое влияние и рынок сбыта в сфере электротехнической продукции. Последний хозяин завода, компания Sсhneider Electric, продала убыточное производство в 2016 году под жилую застройку. Сейчас здесь вовсю строится ЖК Космос, первая 25-этажка готовится к сдаче. Название квартала удачно обыгрывается в обозначении жилых домов («Орион», «Кассиопея», «Андромеда», «Стрелец», «Лира»), а также в оформлении общественных зон. Совсем недавно, практически на глаза автора этого текста, снесли последний крупный корпус завода, но, к счастью, оставили несколько пышных елей, росших на его территории.
Снос остатков Электромеханического завода. 2022
По соседству с двумя предыдущими заводами по проспекту Космонавтов, 7 много лет работал Свердловский электромеханический завод № 6, появившийся в годы ВОВ. Основной его продукцией были распределительные шкафы, использовавшиеся на электроподстанциях, стройках и заводах многих городов СССР. Также там делали коммутаторы, трансформаторы, распределительные щиты и некоторые товары народного потребления. Одним из директоров завода был Ф. И. Косяков, с 1955 по 1959 годы занимавший пост председателя Железнодорожного (Кагановичского) райисполкома. За несколько лет до этого он получил заказ от своего предшественника В. С. Ничкова на изготовление железной ограды на могилу бывшего председателя Исполкома райсовета И. Н. Лепаловского. Так в одном документе ГАСО «встретились» сразу три главы одного и того же района.

После 1991 года началась череда смены собственников завода, сопровождавшаяся судами и скандалами. Среди акционеров быликрупные зарубежные корпорации, стремившиеся расширить свое влияние и рынок сбыта в сфере электротехнической продукции. Последний хозяин завода, компания Sсhneider Electric, продала убыточное производство в 2016 году под жилую застройку. Сейчас здесь вовсю строится ЖК Космос, первая 25-этажка готовится к сдаче. Название квартала удачно обыгрывается в обозначении жилых домов («Орион», «Кассиопея», «Андромеда», «Стрелец», «Лира»), а также в оформлении общественных зон. Совсем недавно, практически на глаза автора этого текста, снесли последний крупный корпус завода, но, к счастью, оставили несколько пышных елей, росших на его территории.
old schools
В Завокзальном есть несколько старых зданий с интересной судьбой, непосредственно связанных с образованием. В 40-е годы на этой территории была только одна деревянная школа № 9 в районе улиц Летчиков Тагильской, которая работала со страшной перегрузкой в три смены и нуждалась в реконструкции. Для постройки новой школы выбрали типовой проект архитектора П. А. Рощина на 160 учащихся (там было всего 4 учебных класса, зато отводилось место для сторожа и квартиры директора!). Строительство шло не слишком быстро, но было завершено к новому учебному году 1949/50. Об этом мы читаем в докладной зав. Районо Братугиной председателю Ничкову:
«Достройка школьного здания на 160 мест в Горнозаводском поселке идет медленно. Причиной этому является то, что с 1.06 по 22.06.49 г. были прекращены все работы в связи с переброской
рабочих на другой объект. В данный момент хорошие мастераштукатуры и другие рабочие сняты на другие работы и взамен их работает молодежь, только что выпущенная из школ ФЗО. В здании еще не закончены штукатурные работы, совсем не начата побелка, малярные работы, электропроводка. Необходимо загрунтовать 40 метров дороги – работы эти также остановились, т.к. нет машин для перевозки грунта. Все работы могут быть закончены не ранее 15.08.49 г, зарплата рабочих задерживается. Второе школьное здание в Горнозаводском поселке достраивается быстрыми темпами. Полностью проведена наружная штукатурка, заканчивается внутренняя штукатурка. С 22.07. приступят к малярным работам и к электропроводке. Работы идут интенсивно, бригада взяла обязательство закончить все работы к 5.08.1949 г».
Снесенное здание, бывшее когда-то школой. Фото: А. Фирулёв. 2010-е
Под вторым школьным зданием, возможно, подразумевался длинный деревянный корпус, стоявший позади первого, во дворе, и снесенный несколько лет тому назад (если только это не старая ж.д. школа № 9). Школа была 14-ой железнодорожной, а после передачи районо в начале 60-х стала 127-ой (с 1970 года этот номер носит школа на Семи Ключах). А вот с присвоением «милицейского номерного знака» были проблемы аж до начала 1952 года по вине отдела архитектуры Горисполкома. Только после письма Кагановичского райсовета школа получила
официальный адрес «Летчиков 2а». Младшие классы занималисьв кирпичном здании, а ребята постарше – в деревянном. В конце 1960-х, после перевода детей в расширившуюся 119-ю школу, деревянный корпус заняла ШРМ, а основной отдали под детские творческие студии. Впрочем, «дом пионеров» продержался недолго и уступил место другим организациям. В 90-е годы здание с современным адресом Летчиков,1 занимала жилконтора, а сейчас его делят Служба заказчика Железнодорожного района и управляющая компания «Стрела плюс».
Здание старой школы на улице Летчиков. Фото: М. Митрохин. 2022
Школа № 127 считалась начальной, а в 1955 году открылась средняя школа на 400 человек в Пугачевском переулке. Построенная по типовому проекту архитектурной мастерской Минпроса, она напоминала многие другие школы, открывшиеся в эти годы в разных городах СССР. В частности, похожую школу с отдельными мастерскими и спортзалом в подвале приняли спустя несколько дней на проспекте Седова. По проекту, в школе были комнаты сторожа (уборщицы) и директора, а также котельная, впоследствии переоборудованные. Что касается мастерских для уроков труда, то они несколько раз расширялись силами преподавателей и учащихся и сейчас представляют из себя любопытный «архитектурный конструктор». Внутри же них еще интереснее, чем снаружи, благодаря большому количеству разнообразных станков, верстаков, поделок и комнатных растений.
Мастерские школы № 119. 2022
Уже в первой половине 60-х школа стала тесной для растущего населения района, и среди наказов избирателей появился «предусмотреть пристрой к школе № 119». Выполнили его к 1968 году, когда и появился серый кирпичный корпус с мозаикой и большим спортзалом, примыкающий к старому зданию. С мастерскими его тоже соединили закрытым переходом, в который перенесли главный вход и гардероб. В XXI веке их вернули на прежнее место, а в переходе сейчас располагается актовый зал с небольшой сценой и деревянными стульчиками. Наряду с мастерскими, это очень атмосферное место с ностальгическим эффектом.

В 119-ой школе учились Саша Выгузов (более известный как Александр Малинин), родители которого работали на железной дороге, заведующий отделением онкомаммологии 40-й больницы Сергей Давыдов, а также награжденный посмертно Орденом Мужества Сергей Прибылов (умер от ран, полученных в Грозном в 1996 году). Любопытно, что в начале XXI века школу даже хотели закрывать из-за малого количества желающих в ней учиться, но сейчас с этим проблем нет.
Школа № 119. Фото: М. Митрохина. 202
В 1947 году на основании приказа Свердловского областного управления трудовых резервов была создана школа ФЗО № 16. Для нее годом позже коллектив Восстановительного поезда № 135 построил симпатичное кирпичное здание на вершине Митькиной горки. Название свое господствующая высота Завокзального получила по легенде в честь разбойника Митьки, промышлявшего на Пышминском тракте. Именно с этой
горы в 30-е годы совершил свой первый полет на планере знаменитый летчик, дважды герой Советского Союза Г. А. Речкалов. Учащиеся этой школы ФЗО в первые же недели учебы были привлечены к прокладке водопровода на Сортировке. В дальнейшем они участвовали в строительстве многих городских объектов, а также собственной столовой.
Старое здание училища (бывшая школа ФЗО). 2022
В 1955 году школа ФЗО была реорганизована в Строительную школу № 16 для подготовки кадров тресту «Свердловсктрансстрой», и ей даже передали общежитие Горема №35 на 150 чел. В этом же году началось строительство учебно-производственных мастерских силами учащихся и строителей треста. Здание до сих пор стоящее на улице Подгорной включало сварочную, слесарную, сантехническую и деревообрабатывающую мастерские. В 1957 году школу реорганизовали в училище, а в 1963 году переименовали в Городское профессионально-техническое училище № 66. Главным шефом и куратором при этом оставался трест «Свердловсктрансстрой», а учащиеся проходили практику на его объектах. В 1968 году профтехучилище производило набор молодежи 15-17 лет по специальностям: плотников, каменщиков, столяров-станочников (одногодичное обучение); слесарей-сантехников, вентиляционников и по ремонту строительных машин, столяров-плотников, каменщиков-монтажников
конструкций, электромонтеров по осветительным сетям и силовому электрооборудованию, арматурщиков-бетонщиков, а также маляров-штукатуров. На большинство специальностей принимались только парни, на некоторые обоего пола, а вот на последнюю только девушки. В 1973 году на улице Артинской,31 было построено 5-этажное здание общежития на 250 мест со столовой и стрелковым тиром, до сих пор использующееся по назначению. В 1982 году к учебному зданию 1948 года был пристроен новый корпус в стиле советского модернизма, практически полностью закрывший его от посторонних глаз. Кроме 22 новых кабинетов, он мог похвастаться большим актовым залом, библиотекой, фельдшерским пунктом, а также залом спортивным. Позднее последовало еще несколько переименований. Сегодня главное учебное заведение микрорайона официально называется ГАПОУ СО «Социально-профессиональный техникум Строитель».
Техникум «Строитель» снаружи и внутри. 2022
вместо заключения
Вид на Парковый
Источник: pereplanirovka-ekb.ru
Около 10 лет назад появился проект реновации Завокзального, который в последние годы набирает обороты. Постепенно сносятся промышленные объекты, на месте которых строятся жилые комплексы. Вскоре судьбу заводов могут разделить базы и склады, а также малоэтажная застройка. Район стремительно обновляется. У этого процесса есть свои плюсы и минусы, но

противиться ему почти также сложно, как быстротечному течению времени и прогрессу. Однако если смотреть на ситуацию глазами людей, проживших здесь много лет, то, по сути, уходит в закат район их детства и молодости, поры социального взросления и трудового возмужания, что может вызвать приступы грусти и ностальгии. Им и посвящается следующее стихотворение:
Над Митькиной горой
Взошла одна Звезда,
А трест «Свердловсктрансстрой»
Построил полрайона.
И помним мы с тобой,
Как пели поезда,
И как в сугроб зимой
Мы прыгали с балкона.
Как дрались на углу
С пехотскою шпаной,
Как бегали в Стрелу
Смотреть «Неуловимых»,
Наш старый ПТУ,
«Приколы» в мастерской,
И как шли укрощать
На ГЗП строптивых.
Мы помним теплый свет
Из окон «Огонька»,
И как довольный дед
С Майкопской шел из бани.
И клубу шлем привет –
Пускай еще века
Готовят новых звезд
В хозяйстве тети Тани.


Гарем, родной Гарем, –
Общажная страна,
Закрылось много тем
В системе коридорной.
Раскрылось мало схем,
И чья же тут вина:
Взамен родимых стен
Помойка на Подгорной?
От многих славных баз
Остались лишь склады,
И те, не ровен час,
Очистят под застройку.
Родной завод Пластмасс,
Шестой и Горноспас.
Уж не увидишь ты, –
Все съели новостройки!
Когда вернешься, друг,
Пройдемся по мосту…
Жаль, поворотный круг
Над временем не властен.
И ты воскликнешь вдруг:
«А где же паровоз?»
Я хитро подмигну:
- Ушел в Москву, за счастьем.

На улице Подгорной. 1967. Из личного архива А. Фирулёва
Автор лонгрида
Дмитрий Киряев
Автор современных фото
Сергей Потеряев

Использование и копирование материалов без разрешения редакции запрещено