История: Химмаш
Химмаш! Совмод!
Достопримечательности позднесоветской архитектуры и монументального искусства.
Часть 2
1960-е –1970-е годы в советской архитектуре были эпохой бурного проектирования. По количеству созданных, но нереализованных работ этот период вполне сопоставим с эпохой «бумажной» архитектуры 1930-х годов. Соцгородок Уралхиммашзавода не стал в этом плане исключением. Помимо целой серии воплощенных модернистских проектов, район мог обзавестись еще несколькими знаковыми объектами, однако осуществиться им так и не было суждено.


Торговый центр на въезде в микрорайон

На протяжение более чем четверти века главным местом соцгородка машиностроителей была предзаводская площадь. В послевоенные годы ее окружили здание заводоуправления, выполненное в духе пышной неоклассики, и здание заводской проходной. В середине 1960-х годов на въезде в микрорайон появилась новая районная площадь со зданием кинотеатра «Экран» и Дворцом культуры им. 50-летия Октября. Завершить ее модернистское оформление должен был крупный торговый центр с магазином, аптекой, отделением связи [1]. Проект химмашевского «пассажа» разработал архитектор Б. А. Демидов. В советские годы индивидуально и в соавторстве с другими архитекторами им, в частности, были выполнены проекты комплекса зданий педагогического института на Уралмаше, клуба завода РТИ, здания гостиницы «Турист» в районе железнодорожного вокзала.

Расположение различных по площади торговых уровней должно было подчеркнуть естественный перепад высот между находящимся на возвышенности Дворцом культуры и расположившимся в относительной низине «Экраном». Сплошное остекление трех этажей модернистского молла придавало асимметричному фасаду выразительную динамику. Массивные лестницы были вынесены наружу, тем самым была выявлена конструктивная основа сооружения. Второй уровень ТЦ должен был нависать над землей, опираясь на колонны. Это придавало брутальным объемам здания ощущение невесомости и связывало его с природным ландшафтом, предлагая сквозной выход к набережной Нижне-Исетского пруда.

Сегодня сложно сказать, что именно помешало строительству ТЦ на Химмаше, однако его появление могло бы сделать соцгородок едва ли не полностью автономным от Свердловска. До сегодняшнего дня, по отзывам местных жителей, нехватка собственного торгового центра в микрорайоне ощущается острее всего. Судя по всему, советские проектировщики куда тоньше понимали, что требуется жителям отдаленного района города.
Эскизный проект планировочного узла центра района Химмаш с решением торгового центра. Главный фасад, развертка площади и схема торговых уровней. Свердловскгражданпроект. Автор проекта: Демидов Б. А. Фото с проекта.
Из фондов Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ
Проект реконструкции предзаводской площади

В конце 1970-х годов завод «Уралхиммаш» ожидало большое обновление, которое должно было коснуться как собственно промышленной площадки, так и предзаводской территории. В 1978 году было разработано несколько проектов, по которым двухэтажное здание заводской проходной со скульптурами в стилистике соцреализма должно было быть заменено на крупный 7-этажный инженерно-лабораторный корпус
Планшеты по реконструкции завода (1978).
Эскизный проект инженерно-лабораторного корпуса НИИ Уралхиммаш.
Из фондов Музея истории Уралхиммашзавода
Планшеты по реконструкции завода (1978).
Вид предзаводской площади с новым зданием инженерно-лабораторного корпуса.
Фото с макета. Из фондов Музея истории Уралхиммашзавода
На увеличенной в два раза до границы с улицей Инженерной площади было запроектировано художественное озеленение. Фасадом к инженерно-лабораторному корпусу должно было быть обращено новое высотное здание необычной многосоставной конструкции, силуэтом напоминающее глыбу горного хрусталя. Его назначение остается на текущий момент загадкой.
Планшеты по реконструкции завода (1978).
Вариант решения предзаводской площади.
Из фондов Музея истории Уралхиммашзавода
Планшеты по реконструкции завода (1978).
Еще один вариант расширения и художественного озеленения заводской площади.
Из фондов Музея истории Уралхиммашзавода
Однако ни один из проектов не был реализован, благодаря чему оказалось сохранено оригинальное оформление предзаводской площади, выполненное в конце 1940-х – начале 1950-х годов.


Оформление прибрежной полосы Нижне-Исетского пруда

В середине 1960-х годов разрабатывается проект детальной планировки Химмаша. Его создатели обратили основное внимание не только на задачу уплотнения существующей застройки, но и на архитектурное решение прибрежной полосы Нижне-Исетского пруда. Химмаш предполагалось «развернуть» к воде: «Архитекторы мечтают о создании здесь, у воды, и зоны отдыха. Они предполагают, что на берегу появятся летняя эстрада, две лодочные станции, ресторан, а также открытый и закрытый (зимний) плавательные бассейны» [1].
Будущее Уралхиммаша. Фото А. Грахова с макета. Из фондов Музея истории Уралхиммашзавода
На макете, опубликованном в одной из свердловских газет, видна красиво оформленная набережная с множеством пешеходных дорожек и оборудованными спусками к воде. Прибрежная территория должна была застраиваться по террасному принципу «чем дальше от берега, тем выше объекты» [1]. Средоточием района мыслилась площадь Дворца культуры. Рядом с ней на макете видны предполагавшийся к строительству торговый центр, а также единственное высотное 20–22-этажное здание [1], предваряющее въезд на улицу Грибоедова (также не реализованное). Его же можно увидеть на эскизном проекте планировочного узла центра района, выполненном
Б. А. Демидовым.

Тем не менее, расширение в 1970-е годы УЗХМ и привлечение на завод множества специалистов потребовало более обстоятельного подхода к решению жилищного вопроса. Инфраструктурные удобства оказались второстепенными по отношению к массовому жилищному строительству, в результате чего прибрежная линия была плотно застроена домами высотой в 8-16 этажей. Живописная набережная Нижне-Исетского пруда осталась модернистским миражом.


Рельеф на фасаде инженерно-лабораторного корпуса НИИ «Наука и жизнь»

В позднесоветскую пору труд художников-монументалистов оказался оценен по достоинству: мозаики, барельефы, сграффито превратились в неотъемлемый элемент оформления пространства советского города. Архитекторы часто выступали в соавторстве со скульпторами и живописцами.

Еще один несбывшийся химмашевский проект – проект оформления фасада инженерного корпуса СвердНИИхиммаша (ул. Грибоедова, 32/20, 1990 год; о нем шла речь в первой части лонгрида).
Инженерный корпус НИИ. 1990-е. Из фондов Музея истории СвердНИИхиммаш
Эскиз рельефной композиции «Наука и жизнь» был выполнен уральским художником-монументалистом Б. Н. Клочковым. Ему же принадлежат знакомые горожанам рельефы «Встреча» и «Прощание» в фойе станции метро «Проспект Космонавтов».

Восемь мужских и женских фигур выполнены в узнаваемой авторской манере с прижатой к сердцу ладонью. Фигуры выполнены в металле, но от этого не выглядят менее теплыми и живыми: один из силуэтов прижимает к сердцу цветы, другой держит на руках младенца и так далее. Рельеф должен был украшать внешний объём актового зала НИИ, но также не был реализован.
Борис Клочков, эскиз рельефа «Наука и жизнь» для фасада НИИ, сталь, сварка, полировка, Химмаш (1989).
Источник: ural-n.ru
Таковы оказались контуры несбывшегося Химмаша. Следующая часть лонгрида будет посвящена имеющимся в микрорайоне произведениям позднесоветского монументального искусства.


[1] Карлов Ю. Химмаш - район молодой // Вечерний Свердловск. 1967. 4 января (№3).
Автор: Ксения Пименова