История: Химмаш
Химмаш! Совмод!
Достопримечательности позднесоветской архитектуры и монументального искусства в соцгородке УЗХМ.
Часть 3
Заключительная часть лонгрида о совмоде Химмаша посвящена объектам монументального искусства.

Мозаики, рельефы, витражи, сграффито, маркетри, энкаустика и другие техники художественной выразительности оказались особенно востребованы с переходом к индустриальному строительству послевоенного периода. Они позволяли внести разнообразие в типовую застройку, обозначить особенности и ценности территорий и объединений, помогали выделить местные доминанты, а, главное, они убедительно создавали образ рационального творца – человеческого идеала эпохи советского модернизма.

Создателями художественных работ были не только художники-профессионалы, но и целая «армия» безымянных заводских оформителей, не имевших зачастую профильного образования, но обладавших заметным талантом. Поэтому возможность определить точное авторство работ является большой исследовательской удачей.

Перед нами галерея монументальных произведений Химмаша.


Мозаичное панно на фасаде НИЗМК
ул. Альпинистов, 57

В 1942 году на базе эвакуированного из г. Сталино (нынешний Донецк) производства был основан Нижне-Исетский завод металлоконструкций. В военные годы заводом выполнялись сварочные работы по ремонту танков, изготовлялись фермы мостовых пролетов для восстановления железных дорог, а также опорные плиты для боевых минометов.

Вероятнее всего, при расширении завода в 1960-е годы, на одном из корпусов появилось мозаичное панно, изображающее окруженного искрами электросварщика со щитком и держателем для электрода в руках. Рядом с рабочим изображена титульная продукция НИЗМК: на фоне дымящихся труб козловой кран устанавливает на колонны металлическую ферму; позади стоит металлическая мачта. Слева от сварщика начертана стилизованная аббревиатура названия завода.
Мозаичное панно на фасаде НИЗМК. Фото: 2ГИС
Выполненную неизвестным художником в ярких, контрастных цветах мозаику лучше смотреть в холодное время года: летом она скрыта листвой не совсем удачно высаженных деревьев. Примечательно, что НИЗМК сам производил металлоконструкции для строительства множества модернистских объектов Свердловска – киноконцертного театра «Космос», Дворца Спорта, Дворца Молодежи и многих других.
Мозаичное панно на фасаде НИЗМК. Детали. Фото: 2ГИС
Стела на предзаводской площади Уралхиммаша
Пер. Хибиногорский, 33

Футуристичная стела с портретами отличившихся заводчан была установлена на площади перед Уралхиммашзаводом в 1976 году. Необычная конструкция, очертаниями напоминающая не то шестерню, не то крышку химического реактора, является последней работой на Уралхиммаше заводского художника Петра Ивановича Александрова.
Стела на площади перед УЗХМ. Фото: tripadvisor.ru
Барельеф на ДК им. 50-летия Октября
ул. Грибоедова, 13

Проект химмашевского Дворца культуры является типовым и насчитывает до 50 копий в различных городах бывшего СССР (об этом см. первую часть лонгрида). Для того, чтобы придать уникальность оформлению типовой постройки, местные художники – кто во что горазд! – старались оформить глухую стену слева от главного входа.
Мозаика на фасаде ДК «Строитель», г. Новосибирск, 1970 г.
Фото: @arbuzov, livejournal.com, сибирскиеогни.рф
Мозаика на фасаде ДК в г. Дюртюли. Фото: domofoto.ru
Мозаика на фасаде ДК г. Мценск. Фото: domofoto.ru
Барельеф на фасаде районного ДК является одним из самых узнаваемых символов Химмаша. Его сюжет обыгрывает индустриальную специфику микрорайона – тему химического машиностроения. На абстрактной композиции различимы колбы, очертания шестерней... Изображение сложено из цельных блоков с элементами имитации сграффито. Необычное цветовое и пластическое решения придают композиции удивительную динамичность и создают эффект многослойности, который отвечает за то, что изображение невозможно остановиться рассматривать.
Барельеф на фасаде ДК им. 50-летия Октября на Химмаше.
Фото: Музей истории Екатеринбурга, 2ГИС
Стела "Миру – мир" (утрачена)
ул. Инженерная – Самаркандская

Эстетическое наследие «холодной войны» – стела в виде огромного глобуса – была установлена на перекрестке улиц Инженерная – Самаркандская в 1960-е – 1970-е годы и демонтирована в середине 2000-х годов. Залезть или хотя бы просто повисеть на необычном сооружении было обязательным ритуалом для тысяч химмашевских ребятишек.
Фото: Подслушано | Химмаш
Имя автора композиции не известно; не исключено, что стела является типовой.

Стела «Уралхиммаш» (утрачена)
Ул. Димитрова – Грибоедова

На месте снесенной в 1974 году нижнеисетской Казанской церкви по решению руководства Уралхиммашзавода была благоустроена площадь Ермака.
Стела на въезде в микрорайон.
Фото: Музей истории Уралхиммашзавода, Подслушано | Химмаш
Оформление площади, спроектированное главным художником города Г. В. Мазаевым и архитектором Е. И. Луговым, было стилизовано под старину – с чугунным литьем и каменной кладкой. С ними неожиданно соседствовала выразительная «...многометровая стела из гофрированной нержавеющей стали, по обе стороны которой – чугунные кольца с буквами «Уралхиммаш»… [1]

Элементы благоустройства площади Ермака уже в 1980-е – 1990-е годы были демонтированы. Одинокая стела украшала въезд на Химмаш до середины «нулевых».


Памятник Воину-Освободителю
Комсомольский сквер, перекресток ул. Инженерная – Грибоедова.

Памятник изображает голову солдата в каске, над которой возвышаются застывшие в порыве знамённые полотна. Пристенная композиция была изготовлена уралхиммашевскими литейщиками в 1975 году в честь 30-тилетия Победы. Один из создателей монумента Леонид Кропотов вспоминает: «Этот памятник я отлил за обеденный перерыв. На самом деле мы тогда отлили сразу два одинаковых памятника. Один вышел с браком, который потом исправили – этот «образец», правда, в несколько изменённом виде, сейчас перед вами. А копия «Воина-Освободителя» до сих пор стоит на территории 32-го военного городка, возле него новобранцы принимают присягу».
Монумент Воину-Освободителю рядом с коттеджем Музея боевой славы. 1970-е годы.
Фото: Музей истории Уралхиммашзавода
Первоначально чугунная композиция была установлена у коттеджа в Хибиногорском переулке, где располагался заводской музей боевой славы. Затем вместе с музеем она переехала к зданию бывшего заводского учебно-консультационного пункта (пер. Хибиногорский, 8). После очередного переезда в связи с продажей здания Воин несколько лет хранился на заводских складах. Лишь в 2015 году он был установлен в заново благоустроенном Комсомольском сквере; при этом голова солдата и знамённая группа были уменьшены [2].
Монумент Воину-Освободителю, Комсомольский сквер.
Фото: tripadvisor.ru
Сценический занавес ДК им. 50-летия Октября
ул. Грибоедова, 13

Пожалуй, самый необычный модернистский артефакт Химмаша – уникальный сценический занавес, созданный в конце 1980-х годов в мастерских Росмонументискусства под руководством художника Леонарда Александровича Гусева. Огромный гобелен ручной работы является одним из немногих сохранившихся произведений монументального текстиля конца ХХ века в Екатеринбурге [3].
Гобеленовый занавес в ДК «Химмаш». Фото: @belka3000, pikabu.ru
Монументальная композиция на отделе кадров Уралхиммаша
пер. Хибиногорский, 31

Еще один характерный пример позднесоветской индустриальной иконографии – монументальная композиция, посвященная теме союза науки и производства. Она являлась составной частью комплекса по рекламе трудовых профессий на заводе и была создана в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Пост генерального директора завода в то время занимал будущий мэр Екатеринбурга Аркадий Михайлович Чернецкий.
Монументальная композиция на отделе кадров УЗХМ.
Фото: ural-n.ru
Барельеф в левой части композиции изображает стоящую перед кульманом босую, «по-пролетарски» одетую девушку с чертежом в руках. Рядом с ней облаченный в халат мужчина возносит на руках объект, символизирующий передовые достижения советской науки. Исходящий от фигуры ученого вертикальный луч увенчан товарным знаком УЗХМ.

В правой части композиции, выполненной в технике имитации сграффито, изображены рабочие выпускающих цехов Уралхиммаша – станочник с пультом управления, электросварщик, сталевар, каменщик за кладкой кирпича, монтажник. На диагонально ориентированной вставке, расположенной над основной частью изображения, изображена титульная продукция Уралхиммаша. Узнаваемы очертания одного из самых востребованных изделий завода – шаровых резервуаров для хранения сжиженных газов и жидких продуктов химического производства.
Монументальная композиция на отделе кадров УЗХМ. Детали.
Фото: ural-n.ru
Авторы проекта произведения – выпускник Свердловского художественного училища им. И. Д. Шадра Владимир Иванович Харитонов и Юрий Иванович Постоногов – будущий заведующий кафедрами изобразительного цикла в Архитектурном институте, УГТУ-УПИ и других вузах. Над созданием стенной графики на уралхиммашевском отделе кадров трудилась целая бригада художников заводского конструкторского бюро наглядной агитации (КБНА): В. И. Харитонов, Ю. М. Иванников, В. А. Муравьев, А. Г. Плунов, Ю. П. Кошляков, В. Н. Бычков. Организацию работ осуществлял начальник КБНА Адольф Викторович Муравьев.
Монументальная композиция на отделе кадров УЗХМ. Фото: Сергей Потеряев
Украсившие пространство советского города монументальные произведения создавались художниками и архитекторами в органической связи с окружающей природной и архитектурной средой. Будучи привычными глазу, они воспринимаются поэтому как нечто ординарное. Однако отсутствие учета и надзора за сохранением и подновлением этих уникальных артефактов делает их беззащитными перед угрозой утраты. И без того редкие произведения в ближайшие десятилетия могут исчезнуть совсем.

Также своя богатая монументальная коллекция имеется за каждой заводской проходной. Однако для широкого зрителя она пока не доступна.



[1] «За химическое машиностроение», 20 декабря 1979.
[2] «Воин-освободитель» на Химмаше [Электронный ресурс] // ekaterinburg.bezformata.com. URL: https://ekaterinburg.bezformata.com/listnews/voin-osvoboditel-na-himmashe/36667530/ (дата обращения: 21.03.2022)
[3] 21 октября студенты и преподаватели кафедры Декоративно-прикладного искусства (Художественный текстиль) посетили Дворец культуры «Химмаш», где находится уникальный сценический занавес, созданный в конце 1980-х гг. в мастерских «Росмонументискусства» [Электронный ресурс] // www.usaaa.ru. URL: https://www.usaaa.ru/news/2019/gobelen-dk-himmash (дата обращения: 21.03.2022)
Автор: Ксения Пименова