УКТУС
Прогулочный маршрут
Микрорайон
В ныне тихом микрорайоне на южной окраине города начала кипеть жизнь за несколько десятков лет до строительства Екатеринбурга. Два века Уктус развивался как самостоятельный населенный пункт, а в 20-х годах прошлого века он стал частью Свердловска.
01. Станция Уктус
ул. Самолетная, 110
01. Станция Уктус
ул. Самолетная, 110
Начнем нашу прогулку с улицы Самолетной. И первой остановкой станет железнодорожная станция с симпатичным кремово-синим домиком. Сейчас на станции останавливаются городская электричка и пара пригородных.

Появилась станция в конце девятнадцатого века, когда Екатеринбург и Челябинск были соединены железной дорогой. Официальное открытие состоялось 15 октября 1896 года. Новая ветка начиналась от станции Екатеринбург II (Шарташ) и проходило мимо села Уктус. В годы войны близость железной дороги позволила разместить на территории Уктуса эвакуированные предприятия, ставшие локомотивами промышленного развития микрорайона.
Ивановское кладбище
Станция Уктус
Фото: Сергей Потеряев
02. Бывший Дом культуры имени Чкалова
ул. Походная, 76
02. Бывший Дом культуры имени Чкалова
ул. Походная, 76
Собачий парк
Бывший ДК Чкалова. Построен в 1957 году кирпичным заводом «Новострой»
Автор рисунка: Лада Мызникова
С Самолетной улицы мы поворачиваем в сторону Южного проезда и выходим к Дому культуры, построенному в 1957 году. Изначально это был ДК завода «Новострой», при котором возник небольшой поселок со своей инфраструктурой, существующий автономно от поселка Уктус.

Строили ДК по типовому проекту, который использовался во многих городах Советского Союза. Первый этаж занимали четыре клубные комнаты, аудитория, школьные пионерские комнаты, две раздевалки и библиотека. Второй — гимнастический зал, большое фойе, гостиная и большой актовый зал, который мог использоваться как кинозал или как театральное пространство.
03. Преображенская церковь
ул. Походная, 2
03. Преображенская церковь
ул. Походная, 2
Спускаясь по Походной от ДК, мы дойдем до Преображенской церкви – самой значительной постройки в дореволюционной истории Уктуса, если не считать завод. Ей предшествовала небольшая деревянная Святониколаевская церковь, но она сгорела. Каменную церковь начали строить в 1808 году, а в 1821 году был освящен Преображенский алтарь.

В тридцатых годах прошлого века церковь разрушили: снесли купола и колокольню. До войны здание принадлежало шиномонтажному тресту, а в сороковых здесь разместили эвакуированный московский завод, реорганизованный в Свердловский завод эбонитовых изделий. В середине девяностых православная церковь вернула здание себе.
Собачий парк
Дорога к храму
Фото: Сергей Потеряев
04. Завод эбонитовых изделий
пл. Жуковского, 1
04. Завод эбонитовых изделий
пл. Жуковского, 1

Мемориал погибшим заводчанам
Фото: Сергей Потеряев
Свердловский завод эбонитовых изделий – такое название предприятие получило после войны. Во время войны это был завод №145, выпускавший губчатую резину – протекторы самолетных бензобаков. Он был эвакуирован на Уктус из Москвы. В 44-ом году на предприятии произошел крупнейший в Свердловске пожар. Сейчас на площади Жуковского есть памятник рабочим завода, погибшим в 1941–1945 гг.
05. Уктусский мост
ул. Щербакова
05. Уктусский мост
ул. Щербакова
А наш путь лежит на улицу Щербакова, к старинному мосту через реку Патрушиху. Их, мостов, на самом деле, два: автомобильный и полуторавековой памятник архитектуры, по которому можно пройтись только на своих двоих. Построили его в 1857 году, когда его деревянный предшественник пришел в ветхость и упадок. Проект моста подготовил архитектор Андрей Спиринг.

Мост через реку Патрушиху
Фото: Сергей Потеряев
06. Здание земской школы
ул. Щербакова, 67
06. Здание земской школы
ул. Щербакова, 67

Бывшая земская школа и непрезентабельные декорации вокруг
Фото: С. Потеряев
Еще один памятник архитектуры на улице Щербакова – Земская школа. Сохранившееся здание было построено в 1914 году по типовому проекту в «кирпичном» стиле с элементами архитектуры модерна.

В здании вплоть до девяностых располагались то школы, то детсад. Сейчас бывшая школа не эксплуатируется и обнесено забором.
07. Фуд-пауза
ул. Щербакова, 77
07. Фуд-пауза
ул. Щербакова, 77
Вы, наверное, слегка притомились и нуждаетесь в подкреплении сил после длительной прогулки. Заведения общепита вблизи уктусского моста сыскать будет непросто, вокруг – лишь малоэтажная деревянная застройка. Но, если подняться чуть выше по Щербакова, можно наведаться в пиццерию.
Вы, наверное, слегка притомились и нуждаетесь в подкреплении сил после длительной прогулки. Заведения общепита вблизи уктусского моста сыскать будет непросто, вокруг – лишь малоэтажная деревянная застройка. Но, если подняться чуть выше по Щербакова, можно наведаться в пиццерию.
08. Уктусские горы
08. Уктусские горы
Следующая часть нашей прогулки не менее продолжительная, но уже более живописная. Спустимся по улице Щербакова до улицы Зимней. В полутора километрах от нас — Уктусские горы. Так их назвал профессор минералогии и геогнозии Санкт-Петербургского университета Эрнст Гофман в 19 веке. Когда-то, в конце палеозоя, горы достигали высоты в 3 000–6 000 метров, но сегодня их высота не превышает 400 м. В местном лесопарке проложены лыжные трассы, имеется лыжероллерная трасса и стрельбища.

Подъем на Преображенскую горку
Фото: Сергей Потеряев
09. Уктусский лесопарк
09. Уктусский лесопарк

Недействующий советский трамплин
Фото: Сергей Потеряев
Лесопарк летом – чудесное место для прогулок. Есть несколько смотровых площадок, откуда открывается невероятный вид на город. Часто здесь можно встретить велосипедистов, которые покоряют крутые возвышенности.

Зимой на территории лесопарка работает горнолыжный комплекс «Уктус», где можно прокатиться на лыжах, санках и сноубордах на оборудованных трассах.
10. Патрушихинский пруд
10. Патрушихинский пруд
Гуляя по лесопарку, вы можете дойти до Патрушихинского пруда. Раньше здесь располагались месторождения глины, которой запасались несколько десятков гончарных и кирпичных заводов. С началом советской эпохи на этом месте возник кирпичный гигант – завод «Новострой». Именно он должен был обеспечить кирпичом городские стройки 1920–1930-х годов. Но мощностей не хватало, поэтому в шестидесятые к нему присоединили еще два завода, а 1979 году разработку карьеров прекратили и затопили их, чтобы создать живописную зону отдыха.

Патрушихинский пруд
Фото: Сергей Потеряев
Автор маршрута
Ксения Какшина

Использование и копирование материалов без разрешения редакции запрещено